Эффективность массовой коммуникации (часть 10)

[<-- Назад]

Подобное господство СМИ над общественным сознанием объясняется также и Трансформацией социально-психологической природы современной личности. Дело в том, что, по мнению А. Тоффлера, в конце 1980-х гг. в период расцвета телевизионных и телекоммуникац ных технологий появляется так называемое «демассифицирс ное индивидуалистское общество», когда человек взаимодейст со всем окружающим миром посредством новых информациог технологий, при этом не выходя из своего дома.

Конец XX в. ознаменовался также появлением телеличнс частично десоциализированного человека, потерявшего многиевыки поведения. Для телеличности характерны агрессия, отклония в психике, отчуждение от собственной жизни. Такой чело$[ живет в ирреальном мире телеобразов, что негативно сказывается его интеллектуальном и культурном развитии. Телеличности с-"вятся удобными объектами для информационно-психологиче манипуляции, а в конечном счете — хорошими подчиненными власть имущих. Согласно точке зрения Д. Балтера, современный 1 ловек — это «человек Тьюринга» (по имени английского математ разработавшего идею ЭВМ в 1936т., а в 1950 г. сформулировав принципиальные основы теории искусственного интеллекта), ловек Тьюринга» подобен машине, так как он существует в т взаимодействии с компьютером, СМИ и искусственным инт том. Хотя Балтер полагает, что «человек Тьюринга», интегрироя ный вместе с новейшими достижениями техники и информатй"4* единый организм, является вершиной западной культуры, автор: концепции вынужден признать уязвимость такого человека п возможными непредсказуемыми изменениями во внешней среде.1

Аналогичной точки зрения на природу современного челогу придерживается и Д. Пелтон, называя людей конца XX в. «глоб; ные электронные машины». По Пелтону, нынешний человек (человек электронный), принципиально отличающийся от своих предков по социально-психологическим черт

В этом ряду специалистов, объясняющих состояние развити^ временного человека, пожалуй, лишь японский ученый И. Ма<г оптимистически оценивает новую личность, называя ее Ьото ш Н§еп8 (человек интеллектуальный), т.е. человеком занятым тод|( умственным трудом и переложившим все другие проблемы’] «плечи новых машин». Тем не менее Ьото т1еШдеп8 также вес’1" зависим от современных технологий и утратил многие умения: тановки своих предшественников.