Формирование групповой сплоченности в малой группе (часть 3)

[<-- Назад]

Цент понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало?; тие когнитивного диссонанса— осознания индивидом противополс своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271).

По мнению Фестингера, процессы социальной коммуш социального влияния неразрывно переплетены с процесса никновения и устранения когнитивного диссонанса. Для инл социальная группа является одновременно и главным источ когнитивного диссонанса, и основным средством его умень или даже полного устранения. Так, информация, получаемая цессе коммуникации, может содержать элементы, диссонир со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуации более эффективным путем устранения диссонанса между мне индивида и группы является принятие набора когнитивных эле соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, в ный столкновением мнений, зависит от следующих факторе

• количество когнитивных элементов мнения индивида, ющих с противоположным мнением. Чем больше консона отношений, т.е. чем больше количество совпадающих ког ных элементов двух высказываемых мнений, тем мены званный разногласием диссонанс. Таким образом, количе ная характеристика определяет в конечном счете гласия’,



.ф. важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту проблему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия;

.ф. авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными.

Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем силь-" нее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разногласия, используются следующие методы, способы выработки единого мнения в группах:

• самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное. Именно распространенность мнения является ббя-зательным условием уменьшения диссонанса;

• изменение мнения субъекта через влияние;

• утверждение превосходства собственного мнения.

Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые проявляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.