Идеологическая функция (часть 10)

[<-- Назад]

По всем ключевым позициям существуют различные суждения: от немного схожих до диаметрально противоположных.Т.е.мы имеем дело с множеством общественных мнений, которые, как правило, находят свое отражение в СМИ.На определенном историческом отрезке победу одерживает то одно, то другое мнение, и во многом это зависит от работы СМИ: от того, насколько удачно они будут представлять лидеров мнений, или сами будут играть роль лидера мнений.Следует отметить, что общественное мнение является самым изменчивым компонентом массового сознания.В него постоянно входят новые суждения о возникающих явления, старые, отжившие отходят на периферию или забываются, наиболее важные переходят в глубинные слои массового сознания.С этой трактовкой массового сознания, предложенной Е.Прохоровым, не согласнаГ.Лазутина.Она полагает, что общественное мнение – не компонент массового сознания, а его продукт."Это особое, ситуативно возникающее информационное образование, которое производится общественным сознанием в целом и призвано выполнять роль программы поведения масс в меняющихся условиях".

В силу своей специфики СМИ основное внимание уделяют формированию общественного мнения.Когда речь заходит о воздействии на аудиторию, нельзя избежать таких понятий как пропаганда и агитация.

Первоначально термин пропаганда появился в католической практике и означал "распространение вероучения" (от лат."propaganda" — "распространять").В начале ХХ века он приобрел политическое звучание.Определения пропаганды, встречающиеся в отечественных источниках, сводится примерно к такому — это деятельность журналистики по распространению фундаментальных идей.В широком понимании – распространение любых знаний, форм деятельности, норм поведения, не обязательно связанных с политикой.

К понятию пропаганды тесно примыкает агитация (от лат."agitatio" — "приводить в движение").Это деятельность журналистики по распространению оперативной информации, активно формирующей позиции масс, воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а так же с помощью призыва и морального стимула.Агитация может не содержать непосредственного призыва к действию, прямых оценок.Достаточно определенным образом подобранных фактов, чтобы способствовать формированию того или иного отношения к текущей действительности.

В американской коммуникативистике термин пропаганда имеет отрицательное значение и употребляется по отношению к прессе тоталитарных государств.Во время первой мировой войны американский Институт анализа пропаганды дал этому термину такое определение — это "выражение мнения или действие со стороны групп или индивидов, целью которого является воздействие на мнения или действия других и изменение их в заранее определенном направлении". Акцент был сделан на манипулятивной, трансформирующей сознание сути явления.На Западе существует мнение, что "независимая пресса" – противоядие от пропаганды.Пресса не является частью правительства, следовательно не исполняет пропагандистские функции, как в Китае, Северной Корее.Даже государственные компании, как, например, английская BBC, позволяют себе критику правительства.Раболепное отношение к властям не сулит СМИ долголетия.Однако даже американцы признают, что тезис о полном отсутствии пропаганды в СМИ уязвим.Декларируя свободу прессы от пропаганды, они подразумевают манипулятивную пропаганду, подчиненную выгоде определенных правящих классов или групп, широкомасштабное распространение лжи и дезинформации, запугивание, обман, фальсификацию.Среди ее приемов — представление частной точки зрения типичной, вырывание цитат из контекста, использование выгодных фраз,замалчивание источника информации, использование тенденциозного отбора новостей.Этому типу воздействия противопоставляется убеждающая пропаганда, которая опирается на методыубеждения, способствует общественному прогрессу, активности граждан.