Особенности маркетинговых коммуникаций
Если исходить из представлений, выдвинутых школой сог ных систем, то маркетинговые коммуникации можно рассмативать как необходимый инструмент, обеспечивающий взаимодевие организации с внешней средой прямого воздействия.
Основная цель маркетинговых коммуникаций — воздействие’ поведение потребителей. Соответственно, можно выделить дующие задачи маркетинговых коммуникаций:
• информирование аудитории о существовании опреде ных товаров и услуг, объяснение их предназначения;
• убеждение — формирование благоприятного отношения;I требителя к организации и ее маркам;
- ^создание образа — формирование образа организации, связанного с дифференциацией потребителем марок выпускаемого продукта;
• подкрепление — удержание постоянных потребителей.
Маркетинговые коммуникации включают: личные продажи, рекламу в средствах массовой информации, прямой маркетинг, мероприятия по продвижению продукта и связи с общественностью. Наиболее современными формами маркетинговых коммуникаций считаются различные формы прямого ответа потребителям, продвижение через электронные сети и Интернет.
Основным объектом коммуникативного воздействия не всегда является отдельный потребитель. Зачастую в роли объекта выступает некая «единица, принимающая решение о покупке», состоящая из нескольких лиц. Специалисты характеризуют пят* основных покупательских ролей:
• инициатор покупки — первым предлагает купить товар или ус-
- • оказывающий влияние — дает советы;
• принимающий решение — совершает выбор по одному из компонентов решения: что покупать, где и вообще покупать ли;
• покупатель — совершает покупку;
• пользователь — использует товар.
- Представления о «единице, принимающей
решение» становится основой для построения плана маркетинговых
коммуникаций. Например, при выборе туристической путевки отмечено
особое значение лиц, «оказывающих влияние» (друзья,
родственники, коллеги и т.д.), предлагающих собственные варианты
решения проблемы. Стратегия коммуникационного воздействия
туристической фирмы должна учитывать это обстоятельство.