От звука — к письму (часть 3)

[<-- Назад]

) — фабричное клеймо, фабричная марка), фирменный знак банка или другой организации, знаки-символы, обозначающие ту или иную общественную или государственную организацию (например, Ассамблею СНГ).

Когда на Земле начали создаваться первые цивилизации, пиктографическое письмо стало постепенно стилизоваться. Изображения предметов или явлений превращались со временем в условные значки, или иероглифы, каждый из которых обозначал определенное понятие. Такое идеографическое письмо, начало которому было положено около четырех тысяч лет тому назад, сохранилось в Китае, где полный словарь содержит порядка 50.000 иероглифов (в современном письме активно используется лишь 4-7 тысяч знаков). Большая часть из них представляет собой сугубо условные обозначения, но в некоторых из них и сейчас можно разглядеть изображения тех или иных объектов. Причем любопытно, что, глаголы и абстрактные понятия изображались несколькими стилизованными рисунками. Например, изображение открытого рта и птицы означало «петь»; ухо, обращенное к двери—; «слушать»; фигурки двух обращенных друг к другу женщин — «ссора». Не надо объяснять, что идеограммы никаким образом не соответствует фонетическому образу того же самого понятия, выражаемого словом, как, например, римская или арабская цифра не соответствуют своему, так скажем, фонетическому образу.

Японское письмо, в отличие от китайского, носит смешанный, идеографическо-фонетический характер. Иероглифы, заимствованные у китайцев в VI-VII вв., используются японцами для обозначения ряда понятий и неизменяемых частей слова (всего 1850 таких знаков). Другие же слова и изменяемые части слов пишутся с использованием слоговой азбуки кана, принятой в Японии в XVII в.

Что касается фонетического письма, то самым древним, датируемым 1450 г. до н.э., считается алфавит, обнаруженный в Унгарите (Сирия). Это табличка с 32 клинописными знаками.

[Далее —>]