Система российских СМИ (часть 3)

[<-- Назад]

В этой связи большой интерес представляют исследования И.Засурского.В них выделено несколько типов российской медиасистемы на различных этапах истории государства — от "пропагандистской машины" времен застоя и "четвертой власти" первой половины 90-х гг.ХХ века до "медиаполитической системы" второй половины 90-х.В последнюю пятилетку века политические медиа-холдинги играли роль эрзац-партий: обеспечивали информационную поддержку определенных политических сил, осуществляли связь с электоратом, лоббировали те или иные решения.Следует отметить, что медиаполитическая система была уже, нежели информационная система в целом, ее индикатором служило наличие политизированных инвестиций.Медиаполитическая структураимела три основных уровня:

1.Электронные всероссийские СМИ, формирующие единоеинформационное пространство страны и находящиеся в собственность либо государства, либо политизированного капитала.Условно к этой же группе относились качественные издания, т.н."газеты влияния".И.Засурский утверждал, что ТВ черпает из газет информационную и аргументационную базу для последующего широкого распространения в массовой аудитории.

2.Коммерческие печатные и электронные СМИ межрегионального и регионального охвата.По большому счету далекие от политики, но.если это необходимо, готовы политизироваться в расчете на финансовую выгоду.

3.Региональные электронные и печатные СМИ, находящиеся под контролем местных администраций.

В качестве дополнительного уровня исследователь называл интернет, используемый тогда как место для выброса компромата, откуда он попадал в традиционные СМИ.

Однако с "неформальной национализацией" СМИ, которой отмечено президентское правление В.Путина, медиаполитическая система прекратила свое существование.В обществе усилилась роль государственных СМИ и интернета.На медийном поле борьба политически ориентированных медиа-холдингов стала историей.По мнению И.Засурского, нарастает принципиально новое противостояние между традиционными СМИ и интернетом: "Сеть представляет собой самиздат в режиме реального времени, который уже на световые годы ушел вперед ритуального содержания как электронных итак и печатных СМИ".