Слушание как вид коммуникации (часть 2)

[<-- Назад]

Они «слышат», но не «слушают», т.е. не вслушиваются в слова говорящего с желанием понять, проанализировать, адекватно отреагировать. Недаром еще в начале 1960-х гг. курс «Слушание в официально-деловой коммуникации» был включен в программы подготовки специалистов (особенно управленцев) в США, Японии, Западной Германии. •

Эффективность деловых вербальных коммуникаций связана с выполнением ряда требований: не перебивать партнера, проявлять заинтересованность и терпение, задавать уточняющие вопросы и т.д. Главной ошибкой во взаимодействии собеседников является то, что они наблюдают друг за другом, вместо того, чтобы внимательно слушать и выделить полезную информацию. Человек думает в 4 раза быстрее, чем говорит, и зачастую слушающий внимает не словам говорящего, а собственным мыслям, не желая ждать, предвосхищая содержание информации, нередко ошибочно.

Основная задача слушающего — не произвести хорошее мнение о себе у собеседника, а получить необходимую информацию, внимательно и терпеливо слушая.

Одной из главных проблем общения всегда остается достижение взаимопонимания. Барьеры коммуникации в основном связаны с неправильным слушанием партнера.

Чтобы избежать ошибок в общении, необходимо четко представлять себе его цель, задачи, прогнозируемые результаты, коммуникативную компетенцию участников общения, предмет обе) ния и т.д.

Цель слушания, как правило, реализуется в предмете деятелвдс ти и заключается в раскрытии смысловых связей, осмыслении щступающего на слух речевого сообщения, произведенного говр{ щим, в восстановлении и понимании этой мысли.

Предметное содержание чужой мысли в слушании раскрывается: основе вероятностного прогнозирования, через анализ смысл* вьйсвязей высказывания и их последующий синтез.

Единицей слушания называют смысловое решение, обычно шествующее действиям в плане обратной связи.

Механизмами слушания являются общефункциональные мехаш мы памяти, опережающего отражения и т.д.

Продуктом слушания становится умозаключение (ряд умозаклго* ний), к которому приходит человек в процессе слушания и кот-эр* базируется на результатах операций внутреннего оформлен чужой мысли, отбора (выбора), сличения и установления внутриш нятийных соответствий, смысловых связей.

Осмысление — процесс раскрытия и установления смысловых ношений между выраженными словами понятиями. Результат мысления может быть положительным (понимание) или отрш. тельным (непонимание).

Слушание, как и все виды речевой деятельности, мотивирпотребностями, психологическими установками, задачами слутш щего. Мотивы, потребности в получении конкретной информщк связаны с условиями ситуации, сферы деятельности, в которую п< гружен человек.

Например, мотивом внимательного слушания лекции мэж< быть и желание получить знания по данному предмету, и желан продемонстрировать преподавателю свою заинтересованности, ш некоторых случаях желание «поймать» говорящего на неточнс"* воспроизведении фактов, цифр, других данных. Мотивом сл ния в профессиональном или деловом общении становится 2 ние, потребность получения исчерпывающей информации по кокретному вопросу или ряду вопросов. Во время деловых перегов " ров слушающий имеет возможность, как говорят американци, лышать, что говорит собеседник, что он хочет сказать, чего он может сказать и чего он не хочет сказать. Здесь имеется в видуси еловое восприятие информации, вероятностное прогнозирован» в процессе слушания.

Умения активного, результативного слушания, как и умения разительной устной речи (говорения), грамотного письма или скс рочтения, следует формировать и развивать.