Что такое публицистика: определение, история, виды (по учебникам Кима, Есина, Овсепяна)

Понятие публицистика, по словарю СМИ А. А. Князева, означает жанр, «спецификой которого является реагирование на актуальные общественно значимые процессы и проблемы путем их документального отображения, идейно-политического осмысления и эмоционально-художественной оценки».

Далее исследователь тесно связывает публицистику с политической деятельностью, имея в виду ее социальный аспект. Из этого можно вывести, что основа публицистического текста – случай из социальной жизни, обобщенный до общественно значимого явления. Анализ и обобщение роднят публицистику и аналитику, а отличается она яркой гражданской позицией автора. 

История возникновения 

История публицистики восходит к временам Древнего мира. Прообразом является ораторское искусство Древней Греции и Рима. Выступления включали в себя приемы риторики, актерского мастерства и психологии. Целью был детальный анализ проблемы и убеждение слушателей.

история публицистики в мемах

Те же черты выражались в жанре проповеди, которая была предтечей публицистики в Средних веках. Также публицистикой можно назвать труды на религиозные темы, которые несли воспитательно-нравоучительную функцию. Однако настоящий публицистический жанр появился в эпоху Возрождения. Это был памфлет – обличительное произведение на социальную тематику. Именно с этого времени публицистика основывалась на случаях из социальной жизни.

  • Русская публицистика зародилась еще в Киевской Руси («Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли»). Древнерусская литература была более публицистической, чем художественной, так как служила эмоциональным откликом автора на общественные события. 
  • Развитие публицистики продолжалось в XVIII веке. Это время было наполнено различными событиями: реформы Петра I, Екатерины II, войны, крестьянские бунты. Авторы писали на тему крестьянского вопроса (М. М. Щербатов – против освобождения, А. Н. Радищев, А.П. Сумароков, Ф. Прокопович – за него), а также создавали антиклерикальные (Ф. Прокопович) и либеральные (Н. И. Новиков) произведения. Подробнее…
  • XIX век – золотой век публицистики в России. Главные проблемы того периода – притеснение крестьян и злоупотребления власти всех уровней. Ведущие имена начала столетия — М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин. Помогала развитию публицистики традиция «толстых журналов», где публиковались литературные, критические и публицистические произведения. В 60-х годах в общественном диспуте участвовали западники (В. Г. Белинский), славянофилы (А. С. Хомяков), революционные демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и Д.И.Писарев). Подробнее…
  • Искусство публицистики оттачивалось и в XX веке. Публицистов начала века беспокоила судьба страны, ее будущее развитие, тема Первой мировой войны. Русскую литературу и общественную жизнь разделила революция. Множество ученых, философов, писателей и публицистов эмигрировали, их занимала оставленная родина, в ее настоящем положении многим виделась трагедия. Советскую же публицистику регулировала цензура. Развитию жанра поспособствовала Великая Отечественная война, на которую отправилось множество авторов в качестве военных корреспондентов. Публицисты рассказывали об успехах Советского союза, героизме солдат, единении фронта и тыла. Талант журналистов внес большой вклад в общую победу. Знаковые личности и произведения – А.Толстой («Родина»), Н.Тихонов («Сила России»), Л.Леонов («Размышления у Киева»), А.Довженко («Украина в огне»), И.Эренбург («Душа России»), Вс. Вишневский («Уроки истории»). В 50-80-х годах публицистика находилась под гнетом партийного давления, однако талантливые авторы могли найти способы выразить свои мысли. Авторы использовали бытовые случаи, чтобы вскрыть общественные противоречия (А. Аграновский, В. Песков, Я. Голованов, И. Руденко). 

история развития публицистики в мемах

Основные черты 

Основы публицистики – это осмысление отдельных фактов социальной жизни как представление общественно значимых явлений. То есть, если хочется рассказать о бюрократии, то нужно не абстрактно рассуждать, а начать с частного случая, после все обобщить. 

В публицистике журналистика тесно сливается с литературой: фактическое, актуальное содержание принимает художественную форму, что выражается в языке, средствах выразительности. Также имеет большое значение впечатление автора и его осмысление факта. 

Главные функции публицистики – экспрессивная (воздействующая) и информативная.

функции публицистики

Виды, жанры и стили 

Публицистику можно разделить по тематическим видам: военная, литературная (это расширенная версия отзыва или рецензии, в которой затрагивается не только конкретное произведение, но и современная автору социальная ситуация), политическая, социальная (затрагивает наиболее острые проблемы, но социальный аспект присутствует в любом из видов), философская, сатирическая. 

Жанры художественно-публицистических произведений:

  1. Очерк – разновидность рассказа, в которой преобладают описания и раскрываются проблемы гражданского и нравственного состояния «среды». Подробнее об очерке…
  2. Зарисовка – высокохудожественное образное описание пейзажа, объекта. Чаще всего, реализуется на телевидении в видовых съемках. Подробнее о зарисовке…
  3. Фельетон – сатирический очерк, то есть описание и обобщение факта, требующего осмеяния, гнева, осуждения аудитории. 
  4. Памфлет – наибольшая сатирическая окраска изложения, наиболее масштабный объект разоблачения и осмеяния.
  5. Пародия – гипертрофированное описание объекта или явления с целью подчеркнуть его особенности, сделать их узнаваемыми и при этом смешными.
  6. История и легенда – наиболее близкие к рассказу жанры, описания каких-либо событий и явлений, настоящих или вымышленных.

Язык 

язык публицистики, Хантер Томпсон

Язык публицистики сочетает в себе экспрессию и стандарт. Здесь могут присутствовать выражения как публицистического стиля, так и художественного (а этот последний стиль может сочетать в себе все остальные и даже позволять отступления для наилучшего выполнения авторской задачи). 

Особенности лексики – сочетание общественно-политических выражений с разговорными и даже просторечными. Могут добавляться авторские неологизмы, переносное значение слов, а также пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты. Интересную и новаторскую публицистику можно встретить в гонзо-журналистике.

Средства выразительности обусловлены функциями. С экспрессивностью связана оценочность, для этого употребляются эпитеты с положительной или отрицательной оценкой. Также могут употребляться метафоры и сравнения, чтобы убедить читателя и передать ему авторскую позицию. Информативность достигается документальностью изложения, выражающимися специальными терминами, профессиональными выражениями.

Особенности

Итак, характеризуют публицистику:

  1. Сочетание экспрессии и информации;
  2. Использование разнообразных стилей языка для более яркого изображения описываемого явления;
  3. Стремление передать аудитории собственную точку зрения на определенную проблему;
  4. Общественный резонанс темы;
  5. Преобладание художественности над срочностью.

Примеры 

Эпоха Просвещения в Европе является прекрасным временем для публицистики (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. де Монтескьё). 

В России наибольшего внимания заслуживают авторы XIX века. Множество писателей обращалось к публицистике – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен. Критика была не аналитическим, а публицистическим жанром, авторы затрагивали и общественные проблемы (В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев). 

пример публицистики

Общественная мысль рубежа веков была направлена на поиск пути развития России. Творческая интеллигенция чувствовала грядущие перемены и пыталась осмыслить их зарождение в настоящий момент. И пути виделись разные. Л. Н. Толстого занимали вопросы образования, семьи, религии. И спасение он видел в нравственности и всепрощении, выступал против насилия. В это же время М. Горький видел грядущий переворот, в его публицистике звучит призыв к свободе и справедливости. Однако после революции он разочаровался в реализации великой идеи всеобщего равенства, что отразилось в его «Несвоевременных мыслях». Свое отношение к революции, роли интеллигенции выражал и А. А. Блок («Интеллигенция и революция»).

публицистика А. Блока

Публицистика времен войны поражает энергичностью, сильным гражданским посылом к единению против врага. Главные авторы – А. Толстой, Н. Тихонов, И. Эренбург, М. Шолохов, К. Симонов, Б. Горбатов, Л.  Соболев, В.  Вишневский, Л.  Леонов, М.  Шагинян, А.  Сурков, В. Величко.

А. И. Солженицын предстает яркой фигурой в послевоенной публицистике. В первую очередь потому, что он один из первых, кто пошел против системы. Его произведения на лагерную тему отличаются ярко выраженной публицистичностью и гражданской позицией («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»). После возвращения на родину в 1990 году также писал на тему будущего развития страны, ее нового пути («Как нам обустроить Россию). 

Автор: Мария Блинова