Что такое Трэвел-журналистика: история, жанровые признаки и классификация
Трэвел-журналистика сейчас далеко отошла от исторического понятия путевых заметок. В наше время это особый пласт в массмедиа, который рассказывает о путешествиях, раскрывая тему через такие аспекты, как география, культура, история, специфика туризма, религия и другие, которые вызывают общественный интерес.
На сегодняшний день трэвел-журналистика считается наименее изученным направлением, отношение к которому иногда даже является «несерьезным». С чем это связано, что представляет с собой такая журналистика, какие задачи она имеет и какие проблемы решает? Я и авторы известных пособий по журналистике ответим на эти вопросы.
Содержимое:
История возникновения
До эпохи повсеместного распространения Интернета, только профессионалы могли создавать контент на тему путешествий, рассказывая, как живут люди в других странах, чем отличаются их быт и нравы, какую экзотику там можно увидеть. Причём такие рукописи появились ещё очень давно, например, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина — это произведение древнерусской литературы.
Тем не менее, как направление журналистики, этот вид сформировался в 21 веке, когда на смену письменным очеркам и путевым заметкам пришли технологии, позволяющие расширить потенциал сообщений о путешествиях — Интернет, различные технические устройства, а также появилась потребность людей в путешествиях и получении информации об этом. Всё это породило ту тревел-журналистику, которую мы видим сейчас — не только профессиональную, но и пользовательскую, такую, как блоги, развёрнутые сообщения в социальных сетях, и многое другое.
Это явление, породившее разнообразие любительского контента на тему журналистики путешествий, получило название Трэвел 2.0, соединившее 2 термина, Travel и Web 2.0. Этот контент пользуется огромной популярностью, так как обычно подобная информация поступает от знакомых читателю людей, а потому различные отзывы и ссылки вызывают доверие и интерес.
Тогда же появились понятия «тревел-журналист» и «тревел-блогер»— термины, пришедшие из журналистики, которые обозначают людей, являющихся представителями таких видов деятельности, как фриланс-писатель, видеограф, фотограф. Они занимаются созданием историй о путешествиях, где впечатления становятся информацией. Нередко в таких сообщениях встречается реклама того или иного представителя туристических услуг, а также злачных вспомогательных сервисов.
Определение и признаки
Определение трэвел-журналистике дано в начале статьи. Это отдельный журналистский пласт в пространстве массмедиа, рассказывающий о путешествиях и предоставляющий информацию через описание географии, культуры, истории, религии, особенностей туризма, экономики и др. Благодаря такому комплексу понятий читатель получает наиболее полную информацию об интересующих его местах.
Существенное отличие этого вида журналистики от других состоит в том, что здесь информация является скорее досуговой, нежели новостной, и потому принадлежит направлению лайфстайл (или стилю жизни).
Среди признаков можно назвать одну особенность — журналист тревел-блогером быть может, тогда как наоборот — нет. Блогер журналистом не является.
Трэвел 2.0 влияет на рынок туристических услуг, так как содержит в себе оценочную информацию, которая отражает интересы пользователей.
Виды и жанры
В силу специфических особенностей трэвел-журналистики, она содержит как текстовую, так и графическую информацию разных жанров. Это позволяет журналисту самому выбирать тот или иной вид. Среди них выделяются следующие:
- Путевой очерк. Это художественно-публицистический жанр, содержащий описание каких-либо важных или интересных не только событий, но и происшествий, а также встреч с людьми, которых автор встречает по мере своего путешествия. Здесь журналист выступает в роли рассказчика. Подробнее о жанре…
- Путевые заметки. Они отличаются отсутствием глубокого анализа, который является характерной составляющей путевых очерков. И тем не менее, некоторые исследователи считают, что путевые заметки — это разновидность путевого очерка. Также здесь не является обязательным условием подчиненность одной теме.
- Рекомендация. Несёт информацию аналитического характера, которая имеет программный, практический характер. Это можно назвать советом для читателя, собирающегося путешествовать.
- Репортаж. Его особенность — развёрнутый метод наблюдения, который фиксирует в тексте весь его ход. Тревел-репортаж отличается активной авторской позицией, а также актуальностью и динамичностью. Не менее важно иметь четко поставленную задачу при составлении такого репортажа.
- Обозрение. Здесь содержится единство освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть того или иного процесса мысль обозревателя. Тематическая или пространственно-временная связь характерны для предмета обозрения (событие, ситуация).
Однако, в чистом виде данные жанры встречаются не часто, журналисты пользуются скорее гибридными формами, например, в тексте может быть сочетание очерка и репортажа.
Примеры
- Журналы делятся на массовые издания, такие как «GEO», «National geographic» и др., специализированные, например, «ЭКС», журнал об экстремальном спорте, бортовая пресса, то есть журналы авиакомпаний.
- Среди телевизионных программ в России популярны «Орел и решка», «Непутевые заметки».
- В блогосфере YouTube среди молодежи известны шоу «Пора валить» Руслана Усачева.
Автор: Александра Новикова