Источники информации в журналистике (по учебникам Кима, Лазутиной, Рэндалла, Кузнецова, Колесниченко)

Одна из главных обязанностей журналиста – информировать свою аудиторию о событиях и явлениях. Но где взять что-то интересное для публикации? Об источниках информации (глазами авторов различных учебников по журналистике) сегодня и пойдет речь.

Реальная действительность

  1. М. Н. Ким называет ее «неисчерпаемым источником живой информации». Побывать на месте происшествия – значит описать его достоверно, передать «аромат события». Никогда не стоит пренебрегать возможностью посмотреть лично.
  2. Д. Рэндал, называя этот источник «наблюдательность», призывает журналистов всегда следить за тем, что происходит вокруг, так как это может быть основой эксклюзивного материала.
  3. Г. В. Лазутина называет такие источники «предметно-вещественной средой» и утверждает, что она может сказать не меньше, чем люди. Умения найти контакт здесь не требуется, но нужно знать, как правильно интерпретировать вещественные знаки.

Люди

  1. А. В. Колесниченко называет такие источники «персонифицированными». Люди могут быть непосредственными свидетелями происходящего, а также знать о нем со слов других людей. Безусловно, первые предпочтительнее, так как информация предстает в менее измененном виде.
  2. Д. Рэндалл подразделяет людей на контакты (представители различных сфер, знакомые журналиста, которые могут дать интересную информацию) и политиков (знакомство с официальными лицами может быть как полезным, так и вредным для журналистов, с этом стоит быть аккуратнее, чтобы дружба не заслоняла объективности).
  3. Г. В. Лазутина считает такие источники ключевыми. Человек – это и держатель, и носитель, и транслятор информации. Главная особенность – влияние психологического фактора: журналист может не найти контакт со своим героем и упустить столь важный источник.

Документы

  1. М. Н. Ким отмечает наибольшую достоверность и точность данных источников. Они могут быть рукописными, печатными, аудиовизуальными. Информация может быть представлена в цифрах и статистике, аналитических отчетах и заключениях, постановлениях, решениях, законах – все это официальные источники. Личными же можно назвать дневники, письма, записные книжки (с этим источником нужно быть аккуратным в этическом плане, нельзя раскрывать факты частной жизни без согласия человека).
  2. А. В. Колесниченко под данным видом подразумевает все материальные источники информации, будь то фотографии, аудиозаписи, видеозаписи (например, архив), печатные носители.
  3. Г. В. Лазутина рассматривает эти источники в широком смысле (любой носитель информации) и узком (сообщение от представителей властей). Для журналиста наиболее актуален именно последний тип.
  4. Д. Рэндалл понимает под этим источником официальные доклады, а также сообщения групп давления (то есть влиятельных общественных организаций, например, Гринписа), международных организаций (их решения имеют значение не только для отдельного города или страны, но и для всего мира, из общей проблемы можно вывести частную, наиболее актуальную для аудитории), исследования университетов и институтов.
  5. И. Н. Кузнецов считает их главным источником. Они делятся на первичные (говорящие непосредственно о факте) и вторичные (анализ фактов специалистами). Первая категория требует от пишущего наличия определенной квалификации в анализируемом вопросе, зато вторая может искажать факты.

Другие СМИ

Д. Рэндалл считает, что этот источник может использоваться, если больше нечего публиковать. Используются публикации научных, специализированных журналов (информация из них должна быть адаптирована под потребности широкой аудитории). 

Может быть использована даже «желтая» пресса, но к таким фактам надо относиться критически. Даже объявления могут стать основой журналистского текста (если они обладают исторической ценностью и сами по себе интересны).

Интернет

М. Н. Ким считает, что этот источник предоставляет огромное количество открытой и доступной информации, которая систематизирована с помощью специальных сервисов, а также возможность участвовать в дискуссиях и связаться практически с любым человеком. 

Однако среди минусов отмечается недостоверность, слишком большой объем информации для ее усвоения, а также то, что сетевое общение не может заменить живое с точки зрения передачи настроения и эмоций.

Электронная почта

М. Н. Ким выделяет данный источник отдельно, так как это важнейший инструмент для создания внутренних и внешних связей. 

С помощью электронной почты можно получать материалы для публикации, а также пресс-релизы, официальные документы, рассылки информационных агентств.

Постоянные события

Д. Рэндалл считает, что календарь юбилейных дат сделает жизнь журналиста практически безоблачной, потому что всегда есть информационный повод для создания материала.

Как можно увидеть, источников информации для журналистов достаточно много, поэтому фраза «Мне не о чем написать» говорит о том, что журналист пока недостаточно опытен, и ему предстоит только работа над собой. Быть журналистом – это постоянная тренировка, навык, который оттачивается каждый день. Любой источник стоит использовать по максимуму, чтобы в итоге получилось максимально качественное произведение.

Автор: Мария Блинова