Литературно-критическая журналистика: история, жанры, примеры

Литературно-критическая журналистика — это особый вид журналистских материалов, который предусматривает глубокий социо-культурный анализ текста, а также выявление закономерностей и тенденций развития искусства. Как правило, такое явление характерно для печати, в которой поднимаются серьезные темы и проблемы культуры. Если сегодня этот жанр публицистики несколько теряется на фоне броских заголовков, то век или два назад в России, как и во всем мире, литературно-критическая журналистика занимала ведущие позиции и была флагманом прогрессивных идей. Только в таком виде могло маскироваться инакомыслие в условиях тотальной цензуры. В этой статье мы разберем историю, жанровые особенности и примеры таких материалов.

История возникновения

Становление жанра

цитата Ломоносова

В своей статье о литературной критике исследователь журналистики Л.П. Саенкова отметила, что данный вид публицистики зародился еще задолго до журналистики как таковой:

Замечания об искусстве и высшей науке, сопутствующей искусству и другому творческому опыту — «познанию принципов, или мудрости», высказал еще в своей «Метафизике» Аристотель. Во времена античности, Ренессанса, Средневековья, более позднего времени, вплоть до XVIII века, критика не выделялась в нечто особое, она существовала латентно в среде ученых-филологов, знатоков искусств, философов, отчасти в среде художников (достаточно вспомнить сцену критического диспута в комедии Аристофана «Лягушки»), а отчасти и в публике — в тех ее слоях, которые имели возможность отводить время на разговоры об искусстве.

В учебнике Баранова В. И., Бочарова А.Г., Суровцева Ю.И. «Литературно-художественная критика» (1982) мы находим свидетельства о зарождении литературной критики в России 18 века. Этому вопросу уделяет особое внимание писатель и поэт В. Тридиаковский. В своих письмах он вырабатывает первые, еще бессистемные принципы критики искусства. Но больший вклад в это дело внес знаменитый ученый М. Ломоносов, написав «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Там он регламентирует новые основы работы с литературой, которые позволяют не нарушать права искусства на самовыражение, но в то же время дают критику свободу для выражения своей точки зрения. Ломоносов говорит об этике журналиста и обязательности его подготовки к рассуждениям о творчестве. Он призывает акул пера подучиться отличать зерна от плевел, а не отвлекать внимание читателя на пустые разговоры с неумным автором. Автор «Рассуждений…» выражает надежду, что журналист-критик будет нести моральную ответственность за каждое свое слово, и это остановит его в погоне за одобрением публики.

Массовая печать быстрее всего развивалась во Франции, более раскованной и свободной стране, чем монархическая Россия. Поэтому закономерно, что первые попытки классифицировать литературную критику были предприняты критиком Шарлем Сент-Бёвом. Он предлагал разделить публицистику такого рода на две группы:

Одна — «рассудительная, сдержанная, более узкая по своей теме», которая «разъясняет» прошлое, «классифицируя и располагая в определенном порядке имена и факты»; «в понятие критики другого рода, довольно удачно выраженной словом «журналистика», я вкладываю представление о том, более разностороннем, гибком, подвижном искусстве, которое развилось. из писем ученых мужей, где оно чувствовало себя несколько скованным, быстро перекочевало на страницы газет, беспрестанно умножая число последних, и благодаря породившему его книгопечатанию стало одним из наиболее действенных орудий современности» (Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. — М., 1970.)

Именно такую журналистику мы видим в исполнении Н. Новикова и Н. Карамзина. Об их деятельности Вы можете прочитать в отдельном материале, посвященном истории журналистики 18 века.

Расцвет жанра

цитата Пушкина

В 19 веке литературная критика стала основным журналистским жанров в российской прессе. Поскольку политические и социальные материалы с критическим содержанием никто бы не напечатал, авторы выходили из положения с помощью иносказания. Обсуждая литературу передовых писателей и мыслителей своего времени, они высказывали актуальные суждения об общественно-политической жизни страны. Поэтому литературная критика очень скоро привлекла внимание органов цензуры. Некоторые статьи вызывали столь бурную реакцию в обществе, что журналы закрывались, а авторы подвергались наказанию. Подробнее об этой странице в истории литературной критике мы написали в материале, посвященном журналистской деятельности Н.А. Некрасова, который издавал «Современник» и вынужден был подкупать цензоров, публикуя очередные произведения и рецензии на них. Не менее интересным образчиком литературного критика является солнце русской поэзии — А.С. Пушкин. О его роли в журналистике того времени мы написали в отдельной статье.

В 20 веке уже каждое солидное издание не представляло своей работы без отдела, посвященного литературной критике. 

Например, такие бесспорные лидеры качественной прессы, как «Вашингтон пресс» (США), «Гардиан» (Англия), «Ле Монд» (Франция), «Свенска Дагбладет» (Швеция) вполне заслуженно называются культурными изданиями. Такие же принципы были у создателей массовой прессы -Джозефа Пулитцера, Рандольфа Херста, Гарольда Хармсуорса. Этих же правил придерживаются и сегодня издатели крупных изданий. (Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. — М., 2002.)

В советской России литературной критике отводилась не менее заметная роль, так как ее пропагандистский потенциал был очевиден лидерам партии. До сих пор сохранились постановления, регламентирующие положение этого вида деятельности в печати. Однако на практике литературная критика не так самозабвенно отдавалась нуждам идеологии. Направление публикаций было гуманистическим и отражало приверженность человеческим интересам и традиционным ценностям, которые кое в чем расходились с доктринами марксизма-ленинизма. Авторский взгляд играл в материале главную роль: автор полемизировал, спорил, доказывал, но не навязывал сухой паек пролетарской морали.

Жанры и виды

литературная критика

Жанровая палитра литературной критики достаточно яркая и богатая. К ней относятся:

  1. Рецензия;
  2. Творческий портрет — статья, посвященная творческой биографии деятеля искусства;
  3. Обозрение — статья, где автор собирает и классифицирует явления одного толка и анализирует их;
  4. Очерк;
  5. Проблемная статья — материал, посвящённой анализу актуального вопроса в культуре. Подробнее о жанре «статья»…
  6. Аннотация — краткое информационное сообщение о культурном явлении;
  7. Интервью;
  8. Репортаж; 
  9. Светская хроника — информационный материал о событиях в мире богемы.

«Литературно-художественно-критическое творчество представляло синтез научной системности, публицистического авторства, эстетической содержательности» — отмечает Л.П. Саенкова.

В 21 веке литературно-художественная критика изменилась. Все чаще ее стали заменять термином «арт-журналистика», а типичную рублику в СМИ заменили маличные отделения, классифицирующиеся по объекту исследования — киножурналистика, театральная журналистика и т.д. В век ускорения прогресса и самого времени человек уже не имеет досуга для ознакомления с объемными материалами с глубоким аналитическим началом. Поэтому их уверенно вытесняют статьи рекламно-презентативного характера, задача которых — не исследование, а поверхностное информирование. Это облегченный вариант критики, который адаптировался к новым реалиям, где время читателя сильно ограничено, а массовое образование — стандартно. Общими характеристиками материалов нового типа являются:

  1. Отсутствие глубокого анализа;
  2. Клишированность журналистских текстов;
  3. Шаблонность мышления авторов. 

Однако было бы ошибочно паниковать и ставить крест на литературной и художественной критике. Сегодня мы располагаем примерами, соответствующими высокой планке, заданной нашими предками. Например, «Теленедели с Ириной Петровской» в «Известиях», обозрения прессы в журнале «Журналист», теле- и кинообзоры в журнале «Искусство кино». Рефлексивно-аналитическое начало этих журналистских материалов позволяет публике дать аргументированную оценку предмету обсуждения.

Тенденции развития

тенденции развития

Литературно-критическая журналистика трансформируется в новые жанры и виды, адаптируется к иной публике и инновационным техническим средствам. Она проникает в блогерскую среду и становится темой для обсуждения молодежи. Обретая современные языковые средства и методы подачи авторской позиции, она развивается и становится другой — не лучше и не хуже, а просто другой, как и весь мир, которому свойственно меняться. Было бы странно, чтобы люди менялись, а журналистика — нет. Поэтому исследователи должны приспособиться к новым формам и не осуждать их лишь на основании того, что они отличаются от произведений 19 и 20 века, становятся проще и удобнее для публики.

Например, полноценное критическое творчество мы можем видеть в кинообзорах на канале «BadComedian». Глубина аналитики, яркое авторское «Я», серьезность поставленных проблем — все это говорит о высоком качестве видео-рецензий, совпадающих с критериями оценки художественной критики. Формат и подача материала кардинально отличаются от того, что мы привыкли видеть на страницах серьезных изданий. Но суть авторского посыла, скрупулёзность исследования и тщательная проработка материала являются прямыми наследниками творческих методов Н. Новикова, А. Пушкина, Д. Писарева.