Топ-10: Известные писатели-журналисты в России и зарубежных странах

Журналистика и литература тесно связаны, в обеих сферах требуется мастерски владеть словом, уметь четко и ясно выразить то, о чем хочется сообщить читателям, к каким проблемам требуется привлечь их внимание. Большинство считают литературу выше журналистики, ведь первая остается в вечности, а вторая привязана к факту. Но некоторые деятели словесности могли сочетать в своем творчестве и то, и другое. 

Чарльз Диккенс (1812-1870)

Чарльз ДиккенсЭтот писатель – один из тех, чья карьера началась с журналистики. Сначала он был парламентским репортером в «Зеркале парламента», то есть присутствовал на заседаниях Палаты общин и записывал наиболее важные моменты. 

На следующей работе – в «Морнинг кроникл» — он ездил в провинцию и писал на все актуальные для народа темы. Журналистская деятельность развила в Диккенсе быстроту реакции, точность, сжатость мыслей. А впечатления стали почвой для литературных произведений. Основные жанры – репортаж, очерк. Первая книга автора состоит из очерков («Очерки Бозе»), так что журналистика – основа литературного творчества Диккенса.

Марк Твен (1835-1910)

Марк ТвенЕго настоящее имя – Сэмюэль Клеменс. Начал литературную деятельность с ученика наборщика в различных провинциальных газетах. Уже на рубеже 50-х годов появились его первые новеллы, очерки, фельетоны, путевые заметки. Позднее Твен от юмористической журналистики переходил к сатирической, обличительной, писал также речи и памфлеты. 

В 18 лет журналист отправляется в путешествие по стране, четыре года он странствует и сотрудничает в разных газетах: «Полумесяц», «Тру-Дельта», «Территориэл энтерпрайз», «Морнингколл», «Калифорния», «Юнион», «Голден ира». 

Главное качество, связывающее журналистику Марка Твена с его литературной деятельностью, была склонность к вымыслу, мистификации. То, что аудитории не нужна правда, а требуются лишь развлечения, писатель позже с горечью отмечал в памфлетах. Первая книга, принесшая автору популярность, представляла собой собрание путевых очерков – «Простаки за границей». Литература и журналистика переплетались в творчестве Марка Твена, что делает его произведения одновременно живыми и образными.

Джек Лондон (1876-1916)

Джек ЛондонОн был связан с журналистикой еще до рождения: когда мать была беременна Джеком, она настолько серьезно поссорилась с его отцом, что этот случай попал в прессу, причем в очень приукрашенном виде. С 11 лет Лондон кормил себя и семью сам, сменил множество профессий. Смутно его влекло к писательству, но разобраться в себе он не мог, пока мать не показала конкурс в газете, где за лучший рассказ давали приз в 25 долларов. 

Работа матросом, золотоискателем – все это обогащало журналистские и литературные работы Лондона. В 1900 году книга «Сын волка» принесла ему популярность. Уже через два года им заинтересовалась газета «Американ пресс», по заданию которой он отправился жить в трущобы, чтобы собрать материал для книги «Люди бездны». Писатель написал много рассказов, очерков, которые публиковал в различных журналах. Все произведения объединяет драматичность и увлекательность. Джек Лондон умел сочетать занимательность газетной заметки с глубиной литературного произведения.

Эрнест Хемингуэй (1899-1961)

Эрнест ХэмингуэйОколо трети произведений связаны с журналистикой, однако он сам разграничивал журналистику и литературу, считая первую лишь ремеслом, которое поначалу помогало зарабатывать на жизнь, а после лишь отнимало энергию. 

Он писал репортажи, очерки, зарисовки, статьи. Эти тексты давали материал для будущих рассказов, оттуда брались образы, события, сюжеты. Писать Хемингуэй начал еще в школе, это были спортивные заметки в газете «Трапеция» и журнале «Скрижаль. Но основная часть карьеры прошла в «Канзас-Сити стар», «Торонто Дейли стар». 

Журналистика дала писателю множество возможностей получить новые впечатления. Например, на войне в Испании Хемингуэй побывал при поддержке Северо-американского газетного объединения. Еще в журналах часто выходили рассказы автора, в том числе, в советском «Огоньке», «Журналисте» и «Литературной газете», что давало возможность читателям за океаном тоже познакомиться с творчеством Хемингуэя. Газетный опыт помог Хемингуэю научиться писать просто, быстро реагировать на события.

Николай Иванович Новиков (1744-1818)

Николай Иванович НовиковПришел в журналистику из политики: участвовал в работе комиссии по проекту «Нового уложения». Этот закон мог стать просветительским и либеральным, однако настроения императрицы Екатерины II изменились, проект свернули. Зато прогрессивные взгляды Новикова остались вместе с ним, трибуной для их выражения были издаваемые им журналы «Трутень», «Живописец», «Пустомеля». Там печатались также собственные стихи и статьи автора. Подробнее о журналистике 18 века мы написали здесь.

Основой его литературной деятельности была именно публицистика, потому что повествование основывалось на определенном факте общественной жизни. Однако талант Новикова возвел современные проблемы общества XVII-XIX веков к вечным, актуальным и поныне. Большинство знает его как издателя сатирических журналов, но он также выпускал «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (критико-библиографический журнал), «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (женский журнал), «Утренний свет» (философский журнал).

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1836)

Александр Пушкин«Солнце русской поэзии» видел в только зарождающейся русской журналистике большой потенциал. Публицистика Пушкина печаталась в журналах «Телескоп», «Московский телеграф», он стоял у истоков «Литературной газеты», «Московского вестника», «Современника». 

Пушкину хотелось затрагивать не только вечные проблемы, но и говорить об актуальных вопросах современности. Александра Сергеевича занимал русский народ, это была главная тема его публицистики. Различные исторические, критические и познавательные материалы из журналов служили основой для его литературных произведений. Цензура крайне осложняла жизнь Пушкина-писателя, но особенно его журналистскую деятельность. Однако возможность иметь свою трибуну была крайне ценна и стоила риска. Подробнее… 

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)

Николай НекрасовПисательский путь этот автор начал с публикации в журнале в 1838 году. Первые стихи увидели свет в «Сыне Отечества». Редактор Н.А. Полевой помогал юному дарованию научиться писать стихи, заметки, критические статьи, фельетоны для периодики. 

Некрасов работал в журналах «Пантеон русского и всех европейских театров», «Литературная газета», «Русский инвалид», «Отечественные записки», «Современник». Писатель являлся и редактором последних двух изданий. Он в полной мере почувствовал на себе цензурный гнет, так как проблематика и литературной, и журналистской деятельности Некрасова была остросоциальной, привлекалось внимание к боли и страданиям народа. Для того чтобы решить эти проблемы, использовались все средства словесности, поэтому обе сферы словесной деятельности автора так плотно слиты. Подробнее…

Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935)

журналист ГиляровскийЕго называли «королем репортеров», и это было неслучайно: журналист мог живо нарисовать картину всего, что угодно, помогал ему в этом огромный жизненный опыт. Гиляровский был бурлаком, грузчиком, истопником, пожарным, циркачом, актером, солдатом. Он полностью погружался в атмосферу события, которое описывал, а потому мастерски погружал туда и читателей. 

Жанры, в которых работал автор – репортажи и очерки. Последние составили книгу «Москва и москвичи» (1926), выходившую из рамок публицистики, это серьезное литературное произведение, актуальное почти спустя сто лет. 

Гиляровский работал в «Русских ведомостях», «Русской мысли», «Русском слове», «Голосе Москвы», «Осколках», «Будильнике», «Развлечении». Этот автор  – видная фигура в журналистике и в литературе, к такому результату стремится каждый журналист.

Дмитрий Львович Быков (родился в 1967)

Дмитрий БыковОн считает, что журналистика – способ заработка, а литература – способ самовыражения. Быков сотрудничал с изданиями «Собеседник», «Огонёк», «Вечерний клуб», «Столица», «Сельская новь», «Здоровье», «Общая Газета», «Искусство кино» (1997—2018), «Новая газета», «Досуг в Москве», «Труд», «GQ Россия», «Профиль», «Компания», «Русская жизнь», «Story». 

Жанровая палитра крайне разнообразна: это и статьи, и рецензии, и очерки, и фельетоны. В литературе интерес представляют не только «жизненные» произведения о современных автору событиях («Нулевые»), но и исторические, биографические сюжеты (биография Маяковского для «Жизни замечательных людей»). Публицистика обогатила литературное творчество Быкова, внеся туда точность, понятность, аналитичность.

Всеволод Непогодин (родился в 1985)

Непогодин журналистЖурналистская деятельность его значительно заметнее, чем литературная, так как он посещает ток-шоу по центральным российским каналам, где высказывается относительно политики Украины. Однако его дебютный роман «Generation G» вызвал значительный резонанс, а свою задачу автор видит в возрождении литературных традиций.

Непогодин печатается в журнале «Сноб».

Автор: Мария Блинова