Диалог (часть 5)
Это общее положение конкретизиру-‘ется остальными максимами.
- • Максима
количества.
Каждый должен вносить в разговор достаточно, но не слишком много
информации.
- • Максима качества предписывает правдивость высказывания. Эта максима нарушается, если человек намеренно лжет или коммуницирует таким образом, который не соответствует его истинным целям.
- • Максима релевантности. Согласно ей, реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора.
- • Максима качества предписывает правдивость высказывания. Эта максима нарушается, если человек намеренно лжет или коммуницирует таким образом, который не соответствует его истинным целям.
• Максима способа коммуникации требует избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий. Нарушение коммуникативных максим всегда связано с намерением оказать определенное воздействие на слушающего. Когда какая-либо максима нарушается, партнер приписывает сообщению Некоторое дополнительное значение, которое согласует аномальную реплику с максимой. Говорящий предполагает знание партнером правил, позволяющих понимать и объяснять нарушение коммуникативных максим. Этот механизм обеспечивает использование всевозможных непрямых утверждений, важных с точки зрения так-; тики разговора, в частности соблюдения правил вежливости. Т*к,1 на вопрос Сколько рублей это вам стоило? можно услышать Достятгоч-, но. Ответ нарушает максиму количества и рассчитан на то, что ад- < ресат установит не выраженное прямо значение сказанного Это час не касается.
- Максимы Грайса — не единственные правила, по которым строится диалог. Так, известный автор учебника «Теория риторики»8 Ю.В. Рождественский приводит следующие законы, которым ггэдчиняются диалоги: закон времени— бесконечное продолжение диалога в эд->|
ном виде словесности уничтожает информационную ценность^
речи (и наоборот); закон аудитории— бесконечное расширение аудитории в
одном виде словесности уничтожает информационную цен-
ность речи (и наоборот);
• закон компетентности аудитории — бедность знаний гюпредмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);
• закон уместности— организация диалога по месту, време ни и участникам, не учитывающая интереса участников к пред-» мету диалога, уничтожает информационную ценность диалог». На характер протекания диалога оказывают заметное влияние] социальные характеристики участников: социальный статус, роль* профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантэвД они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции разговоре. Социально детерминированы также стереотипы выэажения самооценки, способы проявления отношения к собеседник и др. Вследствие того что партнеры по диалогу принадлежат к ределенной социальной группе, играют определенные роли, возии кают специфические типы диалога — врачебные, театральные академические, женские и мужские, «немецкие», «швейцарские> т.д. Общение между группами может быть затруднено языковыми ] коммуникативными барьерами. Возможности взаимопонимания огЛ раничиваются также социальными и культурно-специфически иИЯ аспектами коммуникации, различиями в значимости знаков и ствии, «социальной символизацией», сигнализирующей о прина лежности человека к определенной группе. С этим связано регле ние ряда практических проблем — проблем эмиграции, специфика ческих трудностей межкультурного взаимодействия в многонацно нальных государствах и пр.