История спортивной журналистики кратко
История спортивной журналистики насчитывает несколько веков и тесно связана с развитием самого спорта. Такого рода события всегда привлекали внимание публики, и журналисты были непременными свидетелями их развития.
Содержание:
В древности
В древности спортивные соревнования, такие как олимпийские игры в Древней Греции, имели огромное значение и привлекали множество зрителей. Хроники и рассказы о таких событиях считаются одними из первых форм спортивной журналистики.
Самый знаменитый исторический пример — Хроника Евсевия. Епископ Кесарийский был кабинетным ученым и стремился к созданию объемного исторического труда, где содержались бы самые важные события его века. Среди них мы можем встретить описания Олимпийских игр: подвиги победителей, скандальные случаи, реакция правителей. По ним мы можем себе представить, как древние греки состязались в различных видах спорта.
В Древнем Риме был культ спорта. У многих историков и мемуаристов того времени мы можем встретить упоминания о том, как тот или иной атлет поразил публику своим выступлением. Описание спортивных достижений находило свое отражении в таком жанре, как эпитафия. Например, весьма известна история самого высокооплачиваемого спортсмена в истории — Гая Апулея Диокла, возницы в колесничных бегах. В Эпитафии описаны не только его подвиги, но и подробности перехода из одного «клуба» в другой. Спортсмен получал от цезаря сумасшедшие гонорары и почести.
Эпитафия из Пренесте (Италия) сообщает, что за свою жизнь Апулей Диокл принял участие в 4257 гонках, одержал 1462 победы и заработал 35 863 120 сестерциев (или 15 млрд долларов), что на сегодняшний день делает его наиболее высокооплачиваемым спортсменом в истории.
Но в Средние века для спорта настали смутные времена, впрочем, как и для журналистики. Многочисленные запреты церкви, феодальные войны, гибельные эпидемии надолго вытеснили все мысли о спортивной хронике из обихода простого человека. Такие конфессии, как, например, пуритане считали спорт чем-то греховным и суетным. А уж об освещении такой низменной забавы в прессе не могло идти и речи.
В 19 веке
В мире
Однако наиболее существенное развитие спортивная журналистика получила в XIX веке вместе с индустриализацией и развитием печатных СМИ. Основные спортивные газеты и журналы начали появляться в Европе и Северной Америке. Сфера спортивных развлечений стала частью глобальной экономики.
К примеру, тираж американского журнала Spirit of the Times к 1850-м вырос до 100 000 экземпляров. Журнал освещал бокс и пытался сделать из крикета национальный вид спорта.
Они освещали результаты спортивных соревнований, а также публиковали интервью с спортсменами и аналитические статьи. Спорт прочно укрепился в виде дисциплин в ведущих вузах мира, а также в профессиональной среде. В 19 веке появились профессиональные спортсмены, которые имели все возможности для социального продвижения в обществе. Все эти тенденции не укрепились бы без влияния журналистики на общественное мнение.
Приоритетными темами выступали скачки и бокс. Эти виды спорта монетизировались за счет тотализаторов и могли выступать источниками дорогостоящей рекламы. К концу 19 века первое место закрепилось за бейсболом. Также популярностью стали пользоваться гольф и велоспорт.
Свою профессиональную позицию спортивные журналисты (в 1887 году) выразили так:
«Все стороны теперь понимают, что интересы совпали. Репортеры нашли в игре красоту и возможность зарабатывать, игра видит в репортерах лучшего союзника и наиболее влиятельного поклонника»
Тема спорта появляется и в серьезной литературе. Например, именно о футболе писал известнейший американский писатель Роберт Пенн Уоррен в романе «Вся королевская рать».
В России
В России подобные издания тоже появлялись на протяжении всего 19 века, хотя и не были так распространены, как на западе. На основании двух справочников – «Библиография русской периодической печати, 1703–1900 гг.» (автор Н.М. Лисовский, М., 1915, переизд. в 1995) и «Русская периодическая печать (1702–1894)» (М., 1959) — мы можем составить таблицу с перечнем подобных журналов и датами их создания. Конечно, многие из них быстро разорялись, но интерес публики к теме не пропадал:
Самыми ходовыми темами все-таки оставались более «барские» виды спорта: охота, скачки, шахматы. Особым интересом пользовались скачки, ведь все высшее общество принимало активное участие в созерцании этого развлечения и, конечно, ставило на фаворитов, что подстегнуло коммерческий интерес к созданию подобных СМИ.
Если рассматривать в совокупности весь комплекс спортивных изданий, то стоит отметить, что каждый теоретик журналистики выделяет свой набор признаков для исследования. К примеру, санкт-петербургский исследователь К.А. Алексеев в работе «Спортивная пресса России XIX – начала ХХ вв.: историко-типологический анализ» акцентирует внимание на том, что «спортивные дореволюционные издания дифференцировались по целому ряду признаков: по целям и назначению, по формам организации, по формальным признакам, по территориальному принципу». Он же предлагает свою собственную типологию спортивных периодических изданий того времени: «Сама разнообразная и неоднородная природа спорта подсказывает наиболее естественный, показательный и продуктивный критерий классификации изданий – по отраслевому принципу, т.е. по освещаемым видам спорта. По данному критерию все спортивные издания XIX – начала ХХ вв. делятся на универсальные (общеотраслевые) и специализированные (отраслевые)». Тем не менее, стоит расширить ряд параметров классификации спортивных изданий и включить в него: тип издания, периодичность, продолжительность выхода, территориальность, тематику.
В 20 веке
В печати
В 20 веке спортивная журналистика продолжила свое развитие и стала еще более профессиональной.
Любопытная статистика:
- В 1880 году 0.04% от всего журналистского контента обращались к спорту.
- В 1900 – 4%.
- 1920 – от 12-20%.
Возникли также специализированные спортивные журналы и издания, которые углублялись в различные аспекты спорта, проводили интервью с известными спортсменами и анализировали текущие тренды и проблемы в мире спорта. Так, в 1920 годы были названы «золотым временем» спортивной журналистики. Участие в соревнованиях стало залогом политического престижа страны. Поэтому внимание общества было приковано к спортивным событиям. Немалую роль в популяризации спорта сыграли журналисты: они возносили новых кумиров и ломали карьеру «неудачникам». Интересно, что газеты в это время снижают стоимость выпусков, но их тираж растет на 25%. Это означает, что спорт становится по-настоящему массовым, народным явлением. За ним следят и фабрикант, и рабочий.
Самыми известными авторами того времени являются Грантланд Райс, Пол Галлико, Деймон Ранйон. Контент монетизируется с помощью рекламы: она приносит 75% дохода газет.
Важно отметить основные тенденции спортивной периодики того времени:
- Смещение акцента с новостного контента на сенсационный и скандальный.
- Появление спортивной номенклатуры. Например, в 1920 году появляется спортивный департамент в AP. Пресс-атташе пишут статьи даром ради пиара. Известно, что 50-60% ярких спортивных историй были преувеличены, а то и выдуманы пресс-агентами. Появилось такое явление, как «откат» за определенное освещение событий, которое позволяло манипулировать рынком и тотализатором.
- Роль политики в спорте больше не педалируется, журналисты стремятся сделать его «вне политики», чтобы не разобщать, а объединять людей.
- Комментаторы становятся важной силой, влияющей на решения тренеров и спонсоров команд.
- Ведущие СМИ открывают спортивные колонки. Например, одно из самых влиятельных изданий того времени, журнал Harper’s Weekly, пригласил к себе на должность спортивного колумниста. Им стал один из родоначальников правил футбола — Уолтер Чонси Кэмп.
Среди самых топовых американских и европейских журналов о спорте мы видим такие наименования, как Racquet, Rouleur, Sepp, Victory, Athleta.
В качестве советского примера можно рассмотреть «толстый» ежемесячный журнал «Физкультура и спорт» (редактор А. Ворончанин). Там публиковались серьезные аналитические материалы и эксклюзивные интервью.
На радио
Радио и телевидение принесли новые возможности для трансляции спортивных событий в прямом эфире, а также для создания специализированных программ и ток-шоу о спорте.
Сначала спортивные бизнесмены увидели в трансляциях угрозу рынку: человек не купит билет на шоу, если будет бесплатно следить за исходом из дома. Однако история распорядилась по-иному:
Боссы MLB (Бейсбол) думали, что это «убьет» их аудиторию. Команды нанимают собственных бродкастеров, скоро получивших название «homers». Статистика показала, что радио только увеличило посещаемость состязаний.
Спортивная журналистика на радио в 20 веке имела значительное влияние на спортивную общественность. Радио было одним из основных средств массовой информации в течение большей части 20 века, и спортивные программы были популярными источниками новостей, комментариев и обзоров.
В 20-е и 30-е годы радио транслировало спортивные события, в основном, в форме репортажей, где журналисты описывали происходящее на спортивных аренах и передавали эмоции слушателям. Такие репортажи позволяли людям, не присутствующим на игре или соревновании, быть в курсе событий и создавали атмосферу напряжения и волнения. Ведущими радиовещательными компаниями стали вещательные корпорации NBC и CBS. В США, например, 5 сентября 1920 г. была впервые осуществлена радиотрансляция боксерского поединка. Успех был оглушительным.
Интересен исторический пример:
Первым спортивным радиокомментатором был Гарольд Арлин (1895—1986), трудившийся на радиостанции «КДКА Питтсбург» в США. Впервые он вышел в прямой эфир в январе 1921 г. Г. Арлин был комментатором первой радиотрансляции бейсбольного матча «Пираты» — «Филис», состоявшегося 21 августа 1921 г. Трансляция имела успех, и вскоре Гарольд Арлин вновь вел радиорепортаж в прямом эфире. Он рассказывал о футбольном матче между командами «Питт Колледж» и Университета Западной Вирджинии, который состоялся в октябре 1921 г
В Европе и СССР тоже были свои первопроходцы:
Считается, что самый первый в истории Европы спортивный репортаж с матча футбольных команд МТК — «Славия», проходившего в Праге 3 октября 1926 г., провел чешский комментатор Лауфер. Первым советским радиокомментатором стал легендарный Вадим Синявский. Именно он при помощи судей А. Богданова, В. Зискинда и И. Севастьянова и передал в эфир тот самый, дебютный репортаж со стадиона «Динамо» о матче сборных Москвы и Киева 16 июня 1929 г
В 40-е и 50-е годы радио получило новые возможности благодаря технологическому прогрессу. Трансляции стали более точными и детализированными. Журналисты начали использовать интервью с игроками, тренерами и экспертами для предоставления более глубокого анализа и информации о спортивных событиях. Например, состоялся памятный радиоматч СССР — США по шахматам, который проходил 1-4 сентября 1945 года с помощью радиосвязи на 10 шахматных досках в два тура. Это событие привлекло миллионы слушателей.
В 60-е и 70-е годы радиоактивно развивалось, и спортивные программы стали ещё более популярными. Большие радиостанции создали специализированные спортивные программы, где обсуждались последние новости, анализировались игры и проводились интервью с известными спортсменами и тренерами. Такие программы стали пунктом назначения для поклонников спорта, которые хотели быть в курсе последних событий.
В 80-е и 90-е годы радиоактивно стало конкурировать с телевидением. Многие радиостанции начали включать вещание спортивных игр и соревнований в свою программу в прямом эфире, предоставляя слушателям возможность слушать игры, не отрываясь от повседневных дел. Комментаторы на радиоактивно стали играть ключевую роль в передаче эмоций и атмосферы событий, используя свои голоса для передачи описаний игр и комментариев.
Стоит отметить советскую специфику развития спортивной журналистики. В рамках идеологического воспитания было принято решение о массовой пропаганде спорта на радио. Так, в 1929 была запущена знаменитая «советская гимнастика» в 7.20 утра. Эта трансляция охватила миллионы слушателей. Также на радио комментировались спортивные состязания местного значения. Мировая завеса приоткрывалась лишь тогда, когда советским спортсменам предстояло состязаться с иностранцами. Освещение событий всегда было в одной тональности, в оценке результата главенствовало одно мнение. Состязательного элемента, вносимого в радио-трансляции конкуренцией, не было.
На телевидении
Спортивная журналистика на телевидении в 20 веке имела огромное влияние на спортивную индустрию и стала одним из самых популярных источников информации о спорте. Телевидение позволило зрителям видеть спортивные события вживую и воспринимать их визуально, что сделало эту форму спортивной журналистики особенно привлекательной.
Первопроходцем в мире спортивного ТВ стала Америка: в 1949 году появились первые спортивные программы, которые сразу стали пользоваться широкими зрительскими охватами. Эй-би-си (Америкен бродкастинг компани – Американская вещательная компания) стала первым медиа-гигантом, который начал распродавать рекламные места в спортивных трансляциях. Это нововведение привлекло финансовые потоки, которые обеспечили успех спортивной журналистики на ТВ.
На таких американских каналах, как ESPN и Fox Sports, зрители могли смотреть фрагменты игр, а главное, трансляции спортивных событий в прямом эфире. Такие трансляции стали мощной “приманкой” для любителей спорта, которые хотели увидеть, как развивается игра или соревнование. Пик их активности и востребованности пришелся на 70-е годы XX века.
В европейских странах динамика распространения теле-спорта замедлилась из-за последствий Второй Мировой войны. И все же спортивная журналистика довольно быстро пришла на экраны телевизоров.
Спортивные программы на телевидении предлагали не только прямые трансляции, но и широкий спектр других форматов. Это включало новости о спорте, обзоры прошедших матчей, интервью с игроками и тренерами, аналитические программы и спортивные документальные фильмы. Телевизионные журналисты стали ключевыми фигурами в этой области, предоставляя экспертные мнения и анализируя события для зрителей.
С развитием цифровых технологий в конце 20 века, возникли специализированные спортивные каналы и сети, которые транслировали исключительно спортивный контент. Это предоставило еще больше возможностей для спортивной журналистики на телевидении. Большие турниры и чемпионаты транслировались в прямом эфире, привлекая миллионы зрителей по всему миру. Вспомним Олимпийские игры 1980 года, которые проходили в СССР и стали едва ли не самым заметным послевоенным событием.
Любопытная статистика: время показа спорта на ТВ за один 1983 год увеличилось с 787 часов до 1356 часов. А в 1984 произошел бурный рост до 1700 часов в год.
Телевизионная спортивная журналистика в 20 веке имела огромное значение для коммерциализации спорта. Трансляции спортивных событий привлекали рекламные сделки, спонсорские контракты и высокие рейтинги, что привлекало больше инвестиций в спортивную индустрию и способствовало ее росту.
Стоит выделить главные тенденции развития спортивной журналистики на телевидении:
- Смещение акцента с новостного контента на аналитический: обзоры, комментарии, документальные фильмы. Требования к компетенции журналиста выросли. Теперь камера сама была репортером, а от человека требовался глубокий анализ увиденного.
- Эмоциональность подачи: ведущие стремятся поддерживать спортивное напряжение на экране.
- Неформальность подачи. Многие спортивные обозреватели использовали “лексику на грани фола”, так как именно таким был запрос аудитории (согласно американским исследованиям, это мужчины от 19 до 49 лет).
- Выбор в пользу зрелищных и динамичных видов спорта (футбол и хоккей занимают лидирующие позиции).
В СССР история спортивной журналистики разворачивалась с некоторым опозданием. Скромные технические возможности и отсутствие повсеместной распространенности телеприемников были тому объяснениями. Лишь после 1945 года телевидение начало устойчиво развиваться. Например, 6 июня 1954 г. была создана международная телесеть «Евровидение (Eurovision)», к которой СССР присоединился в начале 1960-х гг. Благодаря этому нововведению стал возможен обмен визуальной информацией и показ международных спортивных событий.
Интересно, что спортивный телерепортаж был единственным репортажем, который сопровождался комментарием в эфире. Сначала это был дубляж радио-трансляции, но постепенно сформировался новый журналистский подход к изучению темы. Однако комментаторов можно было “по пальцам пересчитать”.
Помимо Вадима Синявского, еще можно назвать Виктора Дубинина — в Москве, Виктора Набутова — в Ленинграде, Николая Шедова — в Молдавии, Эроси Манджголадзе — в Грузии.
Это было связано с информационной монополией в СССР. Один канал, одна программа, один взгляд на событие — этого казалось достаточно. Отсутствие конкуренции привело к тому, что традиционный советский канал “Спорт” не смог адаптироваться к новым реалиям Перестройки и закрылся.
Однако качество контента было высоким. Спортивные журналисты нередко сами были бывшими спортсменами и знали о теме выпуска не по наслышке.
Виктор Набутов как-то один из своих репортажей начал с формулировки своеобразного кредо телекомментатора: «Вы сейчас увидите игру на экране, а моя задача — помочь вам разобраться в том, что будет происходить на поле”.
Особенностью советской спортивной тележурналистики можно назвать традиционную для радио утреннюю гимнастику, которая транслировалась на всю страну. Это явление подчеркивает идеологизированную природу телевещания в СССР.
С развитием интернета и цифровых технологий спортивная журналистика получила новые возможности. Онлайн-платформы и спортивные новостные сайты стали основным источником информации для многих любителей спорта. Социальные сети позволяют журналистам и болельщикам обсуждать спортивные события в режиме реального времени и делиться своими мнениями.
Сегодня спортивная журналистика стала одной из самых популярных и коммерчески успешных областей журналистики. Крупные медиакомпании и телевизионные сети тратят миллионы долларов на приобретение прав на трансляцию спортивных событий и создание специализированных программ и шоу. Также появились новые форматы спортивной журналистики, такие как видеоблоги и подкасты, которые позволяют журналистам выразить свое мнение и создать более неформальную атмосферу общения с аудиторией.
Спортивная журналистика продолжает развиваться вместе с развитием технологий и изменением вкусов и предпочтений публики. Однако, независимо от технологических изменений, роль спортивных журналистов в освещении событий, интервьюировании спортсменов и анализе спортивных трендов остается важной для спортивного сообщества.