Эссе о кино: Ощущение пространства и времени в современных кинокартинах

Когда вы слышите о кино, то, что себе представляете? Может, красивую картинку или грамотно рассказанную историю, может, вы думаете о динамике или наоборот плавной истории? В любом случае, кино передает мысли авторов. На самом деле картины могут вызывать в нашем сознании разные эмоции, которые мы даже не контролируем. Каждый раз, когда вы включаете кино или идёте в кинотеатр, то внутри вас горит предвкушение. Мы начинаем внимательно поглощать каждую деталь, игру актёров, пейзажи. Но что происходит, когда в привычной нам манере, начинаются изменения, когда вся лента ограничена одной локацией и больше ничего? Зачем режиссер идет на такой шаг, что он хочет сказать? Именно об этом я предлагаю поговорить, разобрав несколько картин, которые помогут более точно раскрыть суть.

Особенности современного кино

У каждого человека есть свои представления о том, каким должен быть фильм. Когда мы говорим о классическом варианте, то подразумеваем плавную смену кадров, локаций и большое количество среднего плана. Акцент на лица людей не делается так часть, так как все элементы фильма важны: начиная от пейзажа и заканчивая персонажами. Для такого типа фильмов характерные хорошие истории романтического, комедийного формата. Эти элементы лишь подчеркивают простоту и в то же время полноту истории. В таком формате снимаются так же и серьезные фильмы, но дело в том, что современные тенденции кино говорят об экспериментах с пространством.

Сегодняшний феномен кино заключается в «камерности» пространства, где происходит действие. В последнее время, часто картины, которые претендуют на звание «остро-социальных», делают ландшафт ограниченным. Например, кино «Мама!», «Догвилль» или «Платформа» — яркие тому подтверждения. В таких картинах акцент делается на персонажах и месте, в котором они находятся. Но давайте выделим основные моменты, которые используются в этих фильмах:

  1. Крупный план — он часто сопровождает фильмы с ограниченным пространством. Так как зритель видит ограниченное пространство, то его акцент быстро переходит на самого персонажа, из-за чего сам режиссер показывает лицо крупным планом, тем самым помогая увидеть все тонкости эмоций. Очень хорошо это продемонстрировано в фильме «Мама!». 
  2. Символизм места – Когда режиссер берется за ограниченность пространства, то часто это место становится символичным. В том же «Догвилле» можно много рассуждать о неоднозначности места, в котором происходит действие, но об этом мы поговорим позже, так как это очень важный момент в подобных кинокартинах.
  3. Отсутствие или скудное наличие времени – в фильмах подобного плана время редко играет какую-то роль, скорее оно разделено на важные промежутки, которые и дают ответы или подогревают интерес. Конечно, есть условное обозначение времени, но это не играет большую роль в произведениях.

Итак, теперь мы видим, какие именно факторы влияют на создание современной картины и погружение в неё зрителя. Но стоит заметить, что это лишь костяк, который не может существовать без сюжета. И когда я привожу вам в пример фильмы Даррена Аронофски или Ларса фон Триера, то знаток сразу понимает, что в центре всего стоит идея. Когда режиссер пытается акцентировать внимание зрителя на какой-то проблеме, то может прийти к мнению о ненужности всех визуальных эффектов, которые будет лишь отвлекать человека. Именно об визуальном стиле я предлагаю поговорить нам сейчас.

Разбор примеров

Нам нечасто приходится иметь дело с ограниченными в пространстве фильмами. Они вызывают бурную реакцию и часто делят зрительскую аудиторию пополам. Дело в том, что когда режиссер принимает решение убрать краски из картины, то ему приходится очень сильно работать с тем местом, которое он выбрал основным. Из-за чего в локацию начинают попадать отсылки или некая символика, которая может рассказать о половине того, что заложено в фильме. Из-за подобных рисков люди и начинают относиться к картине неоднозначно, ведь мы привыкли к классическому повествованию и сменяемости кадров, когда ландшафт не играет символическую роль в кино, а лишь становится умилением для глаз, подчеркивая достоинства фильма и бюджета. Много можно говорить о том, как в обычной картине постановка кадра является решающей, это, конечно, правда, но это не означает, что подобные инструменты естественно верны и единственные, которые могут нас направить в хронологии, переживании героев или ощущении атмосферы. 

  • Например, режиссёр фильма «Мама!» очень хорошо использует крупный план, делая акцент на мимике людей. Когда главная героиня уже в первом кадре смотрит на нас глазами, то понятно, что весь фильм будет построен на её эмоциях. И как раз с помощью одного персонажа и передаётся весь накал страстей, которые происходили в фильме. Пространство в такие моменты оставалось позади героини. В то же время в этой кинокартине использовалась так же камера позади девушки, тем самым передавая пространство вокруг нее.
  • Но в «Догвилле» крупный план не так часто использовался, скорее, там больше средний или дальний, я говорю о нем, так как само пространство так же задает динамику и тип кадра. Если в «Маме!» все было ограничено домом, которой ещё и был продолжением самой героини, то в фильме Ларса фон Триера всё строилось иначе. Стен в локации не было, и, хотя разговор между героями мог быть личного характера, из-за отсутствия границ все становилось огромным или скорее открытым. Поэтому план кадра в подобных фильмах сложно охарактеризовать. Если же говорить обобщённо, то главный ракурс всегда направлен на героев истории, ведь именно они создают ландшафт вокруг них, а не он их, как часто в фильмах это бывает. В таких историях мы можем увидеть близость подобных фильмов к книгам, так как там тоже диалоги и действия персонажей играют немало важную роль. Вообще в классической картине мир всегда больше самого человека, но в фильмах на подобии «Платформа» или «Мама!» всегда именно герой больше того мира, в котором он находится.

Роль пространства в современных кинокартинах

Часто ли в фильмах мы придаем важность тому месту, в котором происходит действие фильма? Если мы говорим о приключенческом жанре или мелодраме, то там мир вокруг часто сменяется, кадры бегут друг за другом, а всё вокруг персонажа в основном может вызывать эстетическое ощущение. Но когда режиссер ограничивается лишь определённым пространством, то оно часто становится продолжением самого персонажа, его ощущений, желаний, внутреннего конфликта и так далее. 

Проанализируем примеры:

«Платформа»

В фильме «Платформа» персонаж останавливается на среднем этаже, как бы показывая нам, что он не определился сейчас, кем он хочет стать и что сделать, потом он попал на нижние этажи, и только уже на верхних этажах он решил, что должен изменить правила мира, то есть один человек берёт на себя право менять то, что его окружает, саму основу, а не некоторые её части.

«Мама!» 

В картине «Мама!» дом, как основная локация, и вовсе стал одной большой аллегорией на планету Земля. Эта локация полна жизни, и она отражает состояние девушки, которая там живет. Так же там происходят библейские события, но в миниатюрном варианте. Стоит отметить, что сам дом обладает очень теплой атмосферой и постепенно он начинает увядать, как и жизнь и терпение самой героини, полностью сгорая в огне.

«Догвилль»

В кинокартине «Догвилль» действие происходит в одноименном городке, который состоит лишь из начерченных линий, стен нет, даже двери отсутствуют, а в цветовой гамме присутствуют в основном черные тона. Все это передает холод города, прозрачность, ведь все жители знают друг о друге все, но чужака к себе не пустят. Вся чернота людей вскрывается постепенно, хотя само пространство уже говорило нам об этом, но это невозможно понять сразу.

Выводы

В каждой локации есть свой символ, и он дает нам понять смысл фильма, без понимания значения дома в «Маме!» или системы этажей в «Платформе», а также прозрачности стен в «Догвилле», вы не осознаете всю суть тех фильмов, которые смотрели. Режиссер не просто так выбирает одно место, он делает это для максимальной отдачи, когда сам ландшафт играет роль такого же персонажа.

Если же подводить к общей картине, то, безусловно, работа с локациями является ключевым фактором в фильмах. Порой мы не замечаем, насколько сильно на нас влияют обстановка и пейзажи, но именно они говорят о многом. И когда мы берем фильмы с глубоким самокопанием, то авторы часто создают камерность, тем самым оставляя героев с самими собой и зрителем, который сам должен сделать выводы о там, что он увидел.

Автор: Никита Славников