Творчество в журналистике: роль и значение

Журналистика – крайне интересное направление, так как требует о человека наличия разносторонних знаний и навыков во многих сферах общественной жизни. Но больше всего дискуссий возникает в сообществе авторов и исследователей тогда, когда выясняется роль творчества в журналистике. Одни думают, что это основа основ искусства журналиста, а другие настаивают на ремесленном характере данной деятельности. Не боги статьи пишут… или все-таки боги?

Творчество в журналистике всегда занимало особую позицию. Действительно, от созидательности того или иного корреспондента, интервьюера или репортера зависит интерес аудитории. Если человек способен привнести в свою деятельность немного креатива, то это существенным образом меняет отношение к контенту зрителей. Даже если человек занимается рутинной работой в сфере журналистики, то всегда возможно внести изюминку в свою манеру речи, стиль написания текста, для того чтобы выделить свой материал среди других и удовлетворить запросы аудитории. Но мера этого «креатива» — вопрос спорный. Например, в информационных жанрах избыток творчества губителен, так как в данном случае публика приходит за конкретикой, фактами, голыми цифрами и беспристрастными новостными сводками. Ей совершенно безразличны эмоции или мысли автора. Ей нужно знать, когда вступит в силу новый закон, или когда откроется уличный контактный зоопарк после зимнего сезона. Какое же тут творчество? Однако и тут находится место и время для креатива. Даже самая сухенькая новость имеет заголовок, который должен привлечь внимание.

Журналистская деятельность подразумевает под собой активную заинтересованность и эрудированность практически во всех сферах жизни, для создания качественного контента журналисту необходимо обладать широкими познаниями, которые закладываются со школьных временен. В совокупности эти два качества – креативность и эрудированность – являются первопричинами создания качественного информационного продукта.  Людям необходимо не только знать больше, но и обогатить словарный запас новыми оборотами, чтобы удивить знакомых. И журналист, и его читатель хотят самоутвердиться даже в подаче и усвоении информации. Человек по натуре эгоистичен, ему важно проявить свою неординарность. Поэтому даже в информационных жанрах он ищет то, что способно удивить не только его, но и того, кому он об этом расскажет сегодня вечером.

Творчество в журналистике приобретает всю большую актуальность в свете последних событий, когда рядовой пользователь “напичкан” различного сорта информацией, нужной и ненужной, качественной и некачественной. Для поддержания здоровой умственной деятельности информационный шум, создаваемый в наше время, необходимо фильтровать, одним из факторов фильтрации такого шума может выступить как раз контент, выделяющийся на фоне остальных. Обычно подобные ресурсы создаются благодаря творческому подходу их создателей. Если информационные ресурсы, наполненные точной фактологической информацией, содержат в себе еще и творческий подход автора, то популярность, а вслед за ней доход, быстро пойдут вверх. 

Необходимо понимать, что бывает сложно создать уникальный информационный материал, например, из-за пресности и однообразности тем. В таком случае на помощь приходят творческие способности, всегда можно и нужно привносить в свою работу какие-то отличительные черты, которые выделят статьи, репортаж или блог. Для развития эрудированности, способностей творческого характера человеку необходимо, в первую очередь, много читать, начиная от научно-популярных изданий, заканчивая научными статьями, стоит отметить тот факт, что уроки изобразительного искусства в школе, да и простое увлечение рисованием, способствуют развитию креативности. Чтение же провоцирует появление в голове новых мыслей, новые мысли способствуют возникновению новых идей, новые идеи отождествляются с творчеством. 

За последние годы, как показала практика, даже самые скучные виды журналисткой деятельности можно вывести на новую ступень развития, благодаря творческому подходу к оформлению контента, редакции текста и стилистике подачи материала. Создание уникального информационного продукта – по-настоящему сложная задача. Уникальный информационный продукт или формат всегда будут пользоваться большим спросом, чем рядовая заметка в журнале или классический репортаж на телевидении. Однако процесс создания таких материалов всегда сопровождается повышенным потреблением времени и сил. 

Если оценить все тенденции, приведённые выше, мы можем прийти к выводу, что нет ничего удивительного в том, что творчество играет в журналистике огромную роль, так как интересные, хорошо созданные, информационные ресурсы всегда читаются с удовольствием и пользуются заслуженной популярностью. Реализация творческих способностей всегда требует большего затрата ресурсов, но в обмен на свою работоспособность журналист в итоге может получить славу и репутацию профессионала своего дела. 

Автор: Михаил Сироткин