Журналистские жанры: классификация и типология глазами ведущих специалистов
Жанр журналистики – это форма представления материала в журналистском тексте. В каждом жанре есть свои специфические структурно-семантические признаки. Определение жанра – важнейший компонент для создания журналистом (настоящим или будущим) текста. Именно от него зависит то, как предстоит раскрыть тему и какие средства для это использовать.
В статье вашему вниманию представляются классификации А. А. Тертычного, Е. В. Черниковой, В. Л. Цвик, Г. В. Лазутиной, М. Н. Кима, С. Г. Распоповой.
Содержимое:
Информационные
Все жанры в этом виде объединены одной целью – рассказ об определенном событии. Здесь нужно быстро отреагировать на произошедшее. Главные принципы – объективность, достоверность, точность. Жанры отвечают на вопросы: «Что? Где? Когда?»
М. Н. Ким относит к информационным жанрам заметку, отчет, интервью, репортаж.
- Заметка – раскрывает основной смысл события, имеет небольшой объем. Автор выделяет обычную и хроникальную заметку.
- Отчет – это рассказ об общественно-значимом мероприятии (совещание, конференция, собрание). Отчет может быть также аналитическим жанром, а его информационный вариант характеризуется отсутствием анализа высказываний участников события, журналист лишь фиксирует их слова.
- Интервью – это беседа с одним или несколькими лицами, раскрывающая мнение респондентов о конкретном событии. Интервью также может быть аналитическим, тогда упор делается на показ явления, выяснение его причин. Автор выделяет интервью-диалог, интервью-монолог, портретное интервью, социологическое (опрос, анкета).
- Репортаж – это рассказ о событии с непосредственным наблюдением журналиста за происходящим, отличается документальностью, актуальностью, оперативностью, наглядностью и достоверностью. Автор выделяет событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический репортаж.
А. А. Тертычный среди информационных жанров выделяет заметку, корреспонденцию, отчет, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог. Поскольку большинству терминов мы уже дали объяснение, остановимся на том, чего еще не упомянули.
- Блиц-опрос – это получение ответа на один или несколько вопросов от большого количества людей.
- Вопрос-ответ – это два текста разных авторов, объединенных одной тематикой под одной рубрикой. Первая часть содержит вопрос, проблему, а вторая – разъяснение по этому вопросу.
- Некролог – извещение о смерти человека.
Е. В. Черникова в качестве новостных жанров выделяет заметку, репортаж, информационное интервью.
Г. В. Лазутина и С. С. Распопова считают информационными жанрами заметку (краткая новостная, расширенная новостная), репортаж, критическая заметка («острый сигнал»).
Критическая заметка – рассказ о негативном факте действительности, предупреждающий о неблагоприятных последствиях и побуждающий к изменениям.
В. Л. Цвик рассматривает тележурналистику, критериями информационных произведений на телевидении он называет близость, своевременность, известность, воздействие на аудиторию, масштабность, конфликт, необычность, персонификацию (показ через человека). Информационные жанры на ТВ – информационное сообщение/видеосюжет (соотносится с заметкой и бывает хроникальным и авторским), отчет, выступление, прямое включение, интервью (протокольное, информационное, анкета), репортаж, специальный репортаж, спортивный репортаж
- Выступление – это обращение человека к аудитории, когда говорящий является основным (или единственным) объектом показа.
- Прямые включения – это рассказ непосредственно с места события.
- Спортивный репортаж – это словесное сопровождение прямой трансляции спортивного состязания.
Аналитические жанры
Многие исследователи в области журналистики уже не одно десятилетие говорят о том, что проблема определения жанра находится в центре напряженного внимания науки. Эта проблема возникла из-за спорных вопросов о теории и природе жанра, его границах и перспективах. Поэтому объективная характеристика аналитических программ должна включать в себя несколько точек зрения на типологию журналистских жанров.
Аналитические жанры также, как и все остальные журналистские жанры, связаны с повесткой дня, актуальными событиями. Однако есть существенное отличие в подходах: аналитические жанры ставят перед собой цель понять, почему произошло какое-то событие или явление, а иногда и спрогнозировать, что произойдет дальше. Аналитическое произведение гораздо глубже и основательнее, чем информационное.
М. Н. Ким в качестве аналитических жанров выделяет корреспонденцию, статью, рецензию, обозрение, обзор печати, комментарий, письмо.
- Корреспонденция – это текст, в котором на конкретном примере раскрывается значимое для общества явление или проблема.
- Статья – это исследование совокупности ситуации для выхода на крупномасштабную проблему или тенденцию, актуальную для страны или даже для всего мира. По тематике выделяются общественно-политические статьи, теоретические (популяризация теорий или положений), проблемные (обсуждение значимых проблем, поиск выхода из кризисных ситуаций), полемические (реакция на выступление оппонентов, развенчание их точки зрения и доказывание собственной).
- Рецензия – это аргументированная оценка и анализ произведения науки или искусства для ответа на главный вопрос, заслуживает ли оно внимания аудитории. Разновидности рецензии – теоретическая (на научное произведение) и художественная (на художественное произведение).
А. А. Тертычный выделяет среди аналитических жанров отчет, корреспонденцию, интервью, опрос, беседу, комментарий, реплику, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью (общеисследовательскую, полемическую, тактико-аналитическую), журналистское расследование, обозрение, обзор, прогноз, эксперимент, исповедь, рекомендацию, пресс-релиз (все это с приставкой «аналитический»).
- Аналитический отчет – это анализ выступлений людей на конференциях, слетах, собраниях. Эти выступления соотносятся с актуальными общественными проблемами и явлениями.
- Аналитическая корреспонденция – это сообщение о событии с последующим его истолкованием.
- Аналитическое интервью – это разговор с человеком с целью не только получить информацию, но и проанализировать ее, ответить не на конкретные, а на общие вопросы.
- Аналитический опрос – это объединение ответов респондентов на вопросы с их последующим анализом и комментарием.
- Беседа – это интервью, когда журналист и его собеседник равноправны, оба могут произносить развернутые реплики, здесь авторское «я» проявляется ярче.
- Комментарий – это высказывание отношения к актуальным явлениям, анализ недостатков и достоинств с использованием внешних источников.
- Реплика – это более эмоциональная реакция на актуальные явления и события.
- Социологическое резюме – это краткое изложение итогов социологических исследований с его анализом.
- Мониторинг – это слежение за определенным явлением, измерение его по некоторым показателям и анализ динамики события.
- Рейтинг – это ранжирование различных объектов одной группы по выраженности какого-то признака.
- Журналистское расследование – это анализ негативного явления действительности с целью выяснить его причины, придать преступлению огласку.
- Обозрение – это обзор типичных явлений общественной жизни по определенной тематике.
- Обзор – это изучение особенностей какого-либо события или явления с целью выявить общие закономерности. Различают обзоры СМИ, презентации (рассказ о новых товарах и услугах), тематический (оценка явления разными источниками), безадресный (оценка явления без ссылок на источники).
- Эксперимент – это ответ на актуальный вопрос путем моделирования типичной для описываемого явления ситуации.
- Исповедь – это самоанализ внутреннего мира автора, через откровенный текст показываются наиболее острые общественные проблемы.
- Рекомендация (совет) – это развернутое предписание, порядок действия в какой-либо ситуации.
- Аналитический пресс-релиз – это рекламно-аналитический текст, который продвигает определенную организацию не только описанием ее достоинств, но и указанием на потребности аудитории, которые организация может удовлетворить.
Е. В. Черникова считает аналитическими жанрами отчет, комментарий, письмо, обозрение, рецензию, аналитическое интервью (беседу, брифинг, аналитический опрос, круглый стол)
Письмо – открытое обращение к лицу или группе по поводу острой, но нерешаемой в данный момент проблемы.
Г. В. Лазутина и С. С. Распопова среди аналитики выделяют корреспонденцию («журналистское расследование», деловая корреспонденция), статью, комментарий (комментарий-объяснение, комментарий-прогноз), обозрение (определение отличается от взгляда Е. В. Черниковой)
Обозрение – объемная картина, фиксирующая новые проблемы, тенденции за определенный период.
В. Л. Цвик относит к аналитическим тележанрам аналитическое интервью (проблемное, интервью-портрет), аналитический репортаж (проблемный, тематический, специальный), комментарий, обозрение, беседу, ток-шоу, пресс-конференцию, брифинг.
- Специальный репортаж – это р-ж, который выходит за рамки информационного репортажа, близок к очерку или к расследованию по глубине раскрытия темы. У него существенно больше хронометраж, серьезнее и глобальнее объект журналистского исследования.
- Ток-шоу – это разговорная программа с участием приглашенных гостей и аудитории, где обсуждается вопрос, на который в итоге программы дается ответ.
- Пресс-конференция – вид интервью, где большое количество интервьюеров отвечают на вопросы схожей тематики.
- Брифинг – краткое совещание официальных лиц с представителями прессы по определенному вопросу.
Художественно-публицистические жанры
Художественно-публицистические жанры находятся на границе журналистики и литературы. От журналистики они взяли необходимость выбора актуальной темы, от литературы – более широкие возможности использования изобразительно-выразительных средств. Общие признаки – публицистичность и художественность.
М. Н. Ким относит к художественно-публицистическим жанрам очерк, эссе, обозрение, памфлет, фельетон.
- Обозрение – это описание совокупности фактов современной действительности для создания целостной и наглядной картины современности. Выделяют информационно-публицистическое, публицистическое и художественно-публицистическое обозрение.
- Очерк – это рассказ о частных фактах с использованием элементов различных жанров для общего вывода к глобальному вопросу, требующему ответа на настоящий момент. Различают художественно-выразительный (впечатления от события), художественно-публицистический (создание образа человека и трактовка его судьбы), исследовательский (рассмотрение социально-важной проблемы), путевой (описание путешествия).
А. А. Тертычный считает публицистическими жанры очерка (портретный, проблемный, путевой), фельетона, памфлета, пародии, сатирического комментария, житейской истории, легенды, эпиграфа, эпитафии, анекдота, шутки.
- Фельетон – это художественный текст, осмеивающий негативные общественные явления.
- Памфлет – это сатирическое произведение, не просто осмеивающее негативные явления, но и ставящее цель уничтожить противника морально.
- Пародия – это подражание действиям и словам различных известных людей, традициям и обычаям для создания модели явления, не всегда пародия стремится к осмеянию.
- Сатирический комментарий – это реакция на явление, событие, проблему, описанная с использованием средств сатиры и юмора.
- Житейская история – это описание эпизода из жизни человека с целью погружения аудитории в атмосферу бытия героя.
- Легенда – это история, основанная на существующем факте, но дополненная вымышленными событиями, служит для развлечения и воспитания аудитории.
- Эпиграф – это краткий фрагмент, предваряющий тексты других жанров (часто также публицистических), в котором выражается мысль, настроение основной части.
- Эпитафия – это напоминание о достоинствах умершего человека с точки зрения его роли в обществе.
- Анекдот – это краткий юмористический рассказ.
- Шутка – это рассказ, предназначенный для развлечения или разыгрывания аудитории.
Е. В. Черникова считает художественно-публицистическими жанрами очерк, зарисовку, фельетон, памфлет, эссе.
- Зарисовка – это случай из повседневной жизни, который показывает типичное состояние общества и социальной среды.
- Эссе – это рассуждения о «вечных», не теряющих актуальность проблемах с примерами из окружающей действительности.
Г. В. Лазутина и С. С. Распопова называют публицистику «очерковой журналистикой» и выделяют собственно очерк, а также зарисовку, житейскую историю, эссе.
В. Л. Цвик выделяет в теле-публицистике жанры очерка, зарисовки, эссе, фельетона, памфлета. Особо автор подчеркивает, что к сатирическим жанрам (памфлет, фельетон) относятся только документальные программы, то есть снятые журналистами для телеэкрана.
Как отличить один от другого?
Советская школа журналистики предлагала определять жанр по функциональному критерию. В соответствии с этой точкой зрения, существовали только информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Этот подход к изучению жанровой природы журналистских материалов со временем дополнился уточняющими критериями оценки: предметом познания, способом отражения объекта, характером литературно-изобразительных средств и т.д. Использование большого количества критериев постепенно привело к усложнению и размыванию границ жанровой типологии. Чтобы самостоятельно разобраться в жанрах журналистики, предлагаем запомнить и применять содержимое данной таблицы:
На сегодняшний день популярные учебные пособия предлагают множество попыток разобраться с основными теоретическими вопросами жанровой классификации журналистики. Принимая во внимание ограниченный объём нашей работы, мы перечислили только несколько из них.
Жанров в журналистике очень много, это даже не все, что есть. Чтобы в этом убедиться, прочитайте наши статьи о жанрах публичной и деловой коммуникации. Они обладают разной актуальностью и популярностью, разными возможностями, однако каждый журналист может найти свою собственную сферу. Тем более, что современная журналистика тяготеет к объединению жанров, форм, элементов. Не стоит бояться, что придется всю жизнь писать новости, если этого очень не хочется. Вы всегда сможете найти иной путь.
Автор: Мария Блинова