Тургенев в журнале Современник: как писатель стал журналистом? 

Иван Сергеевич Тургенев – классик русской литературы, внёсший значительный вклад в развитие отечественного словесного творчества и оказавший влияние на западноевропейскую прозу. Он был писателем-реалистом, поэтом, драматургом и переводчиком. При этом он являлся великолепным критиком и публицистом. А мы расскажем вам о журналистской деятельности Тургенева в издании «Современник».

Начало карьеры

Будучи студентом, молодой писатель мечтал стать поэтом. На третьем курсе он написал пятистопным ямбом драматическую поэму «Сте́но», которую показал своему преподавателю, профессору русской словесности П.А. Плетнёву. Профессор признал, что в Тургеневе-поэте есть потенциал. Слова Плетнёва настроили студента на продолжение творческой деятельности. 

Первая публикация Тургенева – это рецензия «Путешествие по святым местам русским» на произведение А.Н. Муравьёва. Она была напечатана в 1836 году в «Журнале Министерства народного просвещения». При этом он продолжал писать небольшие стихотворения и поэмы. В этом же году Тургенев окончил университет и уехал в Германию, в город Берлин, где серьёзно занимался гуманитарными науками. 

Дебютные стихотворения Тургенева, такие как «Вечер» и «К Венере Медицейской» были опубликованы в журнале «Современник» в 1838 году профессором Плетнёвым, который был редактором этого издания. В 1841 году Тургенев вернулся из-за границы на родину. Писатель постепенно остыл к науке и всё больше интересовался именно литературным творчеством. В 1843 году он написал поэму «Параша» и отнёс экземпляр В.Г. Белинскому, который, в свою очередь, высоко оценил это произведение и вскоре опубликовал свой отзыв в журнале «Отечественные записки». 

Работа в «Современнике»

Проба пера

Работать в журнале «Современник» Тургенев начал в 1847 году. За год до этого «Современник» купили Н.А. Некрасов и И.И. Панаев для создания группы молодых литераторов под названием «натуральная школа». Молодые писатели отстаивали принципы реализма и демократизма в литературе. Руководителем журнала был Белинский. Тургенев был одним из активных деятелей в журнале, принимал участие в организации нового издания, выступая в качестве автора и критика. В 1847 году вышел первый номер «Современника», где был напечатан рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», открывавший цикл его «Записок охотника». Отношения Тургенева с литераторами складывались по-разному, но неизменно дружественными оставались его отношения с Белинским. 

Расцвет журналистской деятельности

В 1848 году, после смерти Белинского, руководителем журнала стал Некрасов. Идейные позиции журнала стали определять статьи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова – критиков революционно-демократического направления. Многие статьи и рецензии новых сотрудников вызывали острый протест со стороны Тургенева. При этом продолжали сотрудничать писатели и критики, стоявшие на других позициях, это были А.Н. Островский, Д.В. Григорович, А.В. Дружинин, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой. «Современник» развивался в своих идеях. Тургенев продолжал играть в издании значительную роль.

С 1847 по 1850 год Тургенев постоянно жил за границей, но всё равно участвовал в публикациях журнала «Современник». С 1852 по 1853 год писатель находился в ссылке в имении Спасское-Лутовиново за публикацию некролога «Письмо из Петербурга», вышедшего в газете «Московские ведомости», на смерть Гоголя в 1852 году. В «Петербургских ведомостях», где изначально автор хотел опубликовать свою статью, ему запретили упоминать имя Гоголя. Тогда Тургенев решил обойти цензуру и опубликовал некролог в московской газете, за что и был отправлен в ссылку.

Публикация художественных произведений

В «Современнике» были опубликованы не только рассказы Тургенева, но и повести, которые определили начало нового направления его творчества – «Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека», «Затишье», «Ася», «Фауст». В них автор обратился к проблеме «лишнего человека», героя литературы первой половины XIX века, в новых общественных условиях. Позже он продолжил эту тему в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо». Писатель отрицательно относился к бездеятельности дворянской интеллигенции, её неумению найти себе цель и место в жизни. Такой подход был близок и Чернышевскому, и Добролюбову. Повесть «Ася», романы «Рудин» и «Дворянское гнездо» были по-разному оценены критиками журнала.

Уход из редакции

Конфликт с Добролюбовым

Тургеневу было свойственно желание осмыслить новые явления в жизни страны, увидеть их гораздо раньше других людей. Писатель хотел показать нового героя – реформатора, пытающегося изменить, исправить мир. Это отразилось в его романе под названием «Накануне». Произведение было опубликовано «Современником» в январе 1860 года. В нём автор пытается найти «героя времени», и изображает в романе самоотверженного Инсарова и жертвенную Елену Стахову, олицетворяющую молодую Россию. 

Добролюбов откликнулся на произведение статьёй под названием «Когда же придёт настоящий день?». Критик лестно отзывался о романе Тургенева. Добролюбов отмечал в своей статье, что у России тоже есть свои поработители, но не внешние, а внутренние. В связи с этим стране нужны «русские Инсаровы» для борьбы с «внутренними турками». Критическая работа Добролюбова сводилась к вопросу о том, когда же настанет тот день появления борцов? Под «внутренними турками» Добролюбов понимал не только консерваторов, но и либералов, близких по духу Тургеневу.

Тургенев не мог согласиться с революционными выводами критика. Писателя не устраивало подобное толкование его романа, ведь оно противоречило авторской идее. Тургенев был сторонником реформ, а не социальной революции, поэтому он не мог разделить радикальных настроений молодого критика. В итоге Тургенев попросил Некрасова не печатать критическую статью, заявляя: «Выбирай: я или Добролюбов». Некрасов всё же сделал свой выбор в пользу Добролюбова, и статья была напечатана в «Современнике». 

После этой ситуации Тургенев ушёл из журнала, в котором проработал 15 лет. Вместе с Тургеневым из «Современника» ушли Островский, Гончаров и Толстой. Таким образом, закончилась целая эпоха журнала и российской литературно-общественной жизни в целом. В конце 1850-х годов Россия жила в преддверии отмены крепостного права – большого социального события, которое должно было стать для страны переломным моментом, затрагивающим все стороны общественной жизни. Произошёл «раскол» времени, разделивший дворян-либералов и разночинцев-демократов – «новых» людей России. Покинув редакцию «Современника», Тургенев перестал общаться с Некрасовым, а впоследствии Добролюбов стал одним из прототипов образа Базарова в романе «Отцы и дети».

Конфликт с Чернышевским

Также причиной ухода Тургенева из журнала «Современник» был отрицательный отзыв в статье Чернышевского. Его отношение к Тургеневу со временем всё ухудшалось. Прикрываясь внешней любезностью, критик говорил с писателем на иронических тонах. Также Чернышевский поменял подход к оценке тургеневских произведений. В своих статьях он критиковал главным образом роман «Рудин». 

Главный смысл выпада Чернышевского против Тургенева описан в статье «Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии Н. Готорна». Как считал критик, Тургенев, в удовольствие друзьям, утрировал образ революционера и вместо настоящего человека стал описывать карикатуру. По мнению Чернышевского, повесть должна была иметь драматический характер, а в итоге вышел «винегрет сладких и кислых, насмешливых и восторженных страниц, как будто сшитых из двух разных повестей». Этими словами автор статьи изрядно задел писателя. Также критик подчеркнул, что если Тургенев дал ложный портрет революционера, то, значит, он сможет исковеркать своих литературных противников. Чернышевский был убеждён в том, что роман «Отцы и дети» выглядел, как факт ненависти Тургенева по отношению к Добролюбову.

Либеральные друзья Тургенева одобряли его уход из «Современника», обвиняя журнал в нетактичности по отношению к писателю. По их мнению, Тургеневу мстили за то, что он не горел желанием идти на поводу у семинаристов Чернышевского и Добролюбова. Чернышевский пояснял это произошедшее событие в статье «Полемические красоты»: 

«Наш образ мыслей прояснился для г. Тургенева настолько, что он перестал одобрять его. Нам стало казаться, что последние повести г. Тургенева не так близко соответствуют нашему взгляду на вещи, как прежде, когда и его направление не было так ясно для нас, да и наши взгляды не были так ясны для него. Мы разошлись. Так ли? Ссылаемся на самого г. Тургенева». 

Тургенев не разделял революционную позицию, принятую журналом «Современник». Чернышевский, говоря о последних произведениях писателя, имел в виду рассказ в письмах «Фауст» и статью «Гамлет и Дон-Кихот». Об этих работах часто говорили критики-демократы, числе которых был Добролюбов, в споре о «лишних людях». Революционно-демократическая критика оценивала личные качества «лишних людей» совершенно по-иному. Были выдвинуты новые требования: близость к народу, готовность и способность преобразовать слово в дело, во что бы то ни стало. Герои, не соответствующие этим критериям, пользы не приносят, поэтому они «лишние» – так считал Добролюбов. Он говорил, что такие герои, как Рудин в романе Тургенева, теряют свою былую силу. Такое заявление вызвало протест Тургенева, не согласного с тем, что «лишний человек» не может больше управлять обществом. 

Вывод

Таким образом, Тургенев считал себя оскорблённым и Добролюбовым, и Чернышевским. Личные отношения Тургенева со сторонниками демократических идей «Современника» усложнились ещё с 1859 года. Судьба журнала перестала волновать писателя, и последнее время перед уходом он стал руководствоваться лишь материальными соображениями. В «Современнике» за январь 1860 года была помещена речь Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот». Это была последняя публикация автора в этом журнале. Далее его сотрудничество с изданием прекратилось. Покинув журнал «Современник», писатель продолжал работать над своими произведениями, ставшими впоследствии весьма значительными для его эпохи. 

Смысл идеологического противостояния на примере

Своеобразной полемикой между Тургеневым и Чернышевским стало видение «новых людей» в художественной литературе. Этот спор был уже за пределами журнала «Современник», тем не менее, он оказал весьма значительное влияние на литературу второй половины XIX века.

Романа «Отцы и дети» Тургенева

Главным произведением Тургенева является роман «Отцы и дети», законченный писателем в июле 1861 года. В 1862 году он опубликован в журнале «Русский вестник». Чернышевский, в свою очередь, написал роман «Что делать?», вышедший в «Современнике» в 1863 году. В это время литература продолжает расширять свои рамки, приближается к жизни и пытается ответить на вопрос о «новом человеке». 

В романе Тургенева «новым человеком» является Базаров, который показывает себя прагматиком, нигилистом. Он не верит принципам, а доверяет опыту и дельной истине, идёт за разумом, а не за чувствами. Базаровым отрицается одухотворённое восприятие любви, природы и искусства. Но в реальной жизни нигилистические постулаты героя «Отцов и детей» терпят крах. Он не вмещает свою индивидуальность в рамки своих же представлений о жизни. Новизна образа Базарова состоит в богатстве его внутреннего содержания, в скрытых душевных качествах, о которых даже сам герой не догадывается. Положительные качества Базарова – это честность, бескорыстие, сильная воля. Тургенев в своём произведении не показывает ни одного из настоящих последователей Базарова.

Романа «Что делать?» Чернышевского

Роман «Что делать?» Чернышевского был ответом на «Отцы и дети» Тургенева. У критика был свой вариант «нового человека». Герои его произведения – мыслители со своими личностными убеждениями, они действуют по особому принципу: ищут в жизни выгоды, приносящие пользу народу. Рахметов – подлинный герой своего времени, истинный революционер, привнёсший в своё дело новаторство. Он не рядовой «новый человек», а борец за революцию, за благополучие людей, погружённый в организацию всенародного восстания. Рахметов хочет посвятить всего себя служению народу, отрекаясь от всех удовольствий. По натуре своей герой придерживается рационалистических постулатов. Чернышевский создал человека, у которого нет моральных проблем. 

Вывод

Образы главных героев произведений «Отцы и дети» и «Что делать?» отражали современную действительность и несли в себе мировоззрение разночинцев. В этих произведениях есть и общие мотивы, и отличительные черты – это связано в первую очередь с тем, что Тургенев и Чернышевский придерживались разных политических взглядов.

Обзор статей

Рецензии

Кроме создания художественных произведений, Тургенев занимался написанием рецензий, публицистических и критических статей на различные темы. Первой опубликованной рецензией писателя является «Путешествие по святым местам русским» на произведение Муравьёва. В своей работе Тургенев заметил, что книга Муравьева интересна своими повествованиями о монастырях, которые в былые времена сыграли важную роль как крепости, являющиеся преградой от нашествия иноземных захватчиков, а в настоящий момент они являются историческими центрами хранения старорусских летописей, сокровищ архитектуры, живописи.

Его рецензии предваряли многие монографии: предисловие к переводу «Украинских народных рассказов» Марко Вовчок, «Волшебных сказок» Шарля Перро, к «Дневнику девочки» С. Буткевич и многие другие. 

Аналитические статьи

Он писал и об отдельных исторических лицах, например, о Вильгельме Телле в статье «Вильгельм Телль, драматическое представление в пяти действиях. Соч. Шиллера», в которой содержатся суждения о «германском духе» и о творчестве Шиллера, олицетворяющего собой немецкое национальное сознание. Об исторической личности он рассуждал и в статье «Генерал-поручик Паткуль. Трагедия в пяти действиях, в стихах. Спб. Сочинение Нестора Кукольника». Здесь Тургенев выступил против искажения подлинных исторических событий, которые проявлялись и в изображении главного героя, и в описании мелочей. Писатель в пьесе Кукольника рассмотрел причудливость и фальшивость выражений, склонность к излишней торжественности в описаниях.

Речи

На страницах «Современника» были опубликованы произведения Тургенева, в частности статьи, например «Гамлет и Дон-Кихот» – речь, произнесенная 10 января 1860 года на публичном чтении, в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым. Эту статью литературоведы знаменуют важной в понимании тургеневских героев. «Гамлетами» Тургенев именовал «лишних людей», а «Дон-Кихотами» — революционеров-демократов. Писатель желал примирить эти две общественные силы, создать союз антикрепостнических сил.

Тургенев писал и о важных культурных событиях: обед в обществе Английского литературного фонда, открытие памятника Ивану Грозному (Заметка «о статуе Ивана Грозного М. Антокольского») и речь по поводу открытия памятника А.С. Пушкину в Москве.

Публицистика

Также писатель оставил публицистические отклики о произведениях А.Н. Островского, С.Т. Аксакова, И.А. Крылова, В.И. Даля, о стихах Е.А. Боратынского, Ф.И. Тютчева и других. Многие письма Тургенева обладают приёмами публицистики, например, его письма из-за границы.

Литературная и журналистская деятельность Ивана Сергеевича Тургенева весьма обширна и разнообразна. При жизни его художественные произведения и статьи вызывали неоднозначную оценку критиков и читателей. В наше время писателя считают одним из великих русских классиков, творивших в XIX веке. 

Автор: Диана Танцур