Как оценивали журнал Сатирикон современники?

1 апреля 1908 года в Санкт-Петербурге на Невской проспекте под редакцией Радакова, вышел первый номер журнала «Сатирикон». Издание отличалось едким и насмешливым слогом, страницы наполнены различными шаржами и карикатурами. Анекдоты, юморески, пародии, все это вперемешку с талантливыми зарисовками произвело на публику неизгладимое впечатление. Николай II был в кругу читателей «Сатирикона», хотя журнал и имел откровенно оппозиционные взгляды. В круг «сатириконцев» входили лучшие писатели и художники своего времени, среди них были Саша Черный, Маяковский, Потемкин, Тэффи и многие другие. 

Одобрение 

журнал Сатирикон

Сатира и юмористический жанр в послереволюционной России находились в упадке, а народ после пережитых тягот стремился к юмору и беззаботности. Многие века цензура притесняла творческие порывы авторов и жестоко отсеивала неугодное. Сам смех был под запретом.

Первый выпуск журнала пестрил дерзким заявлением редакторов: 

«В «Сатириконе», как в зажигательном стекле, мы сосредоточим жалкую и кошмарную действительность и силою ядовитой сатиры будем „жечь сердца“, а буде некоторые читатели не верят, то сатириконцы доверительно им сообщают, что по отношению к этой самой действительности они держат в кармане — нет, не браунинг, а известную комбинацию „из трех пальцев“». 

Главной направленностью была политическая сатира. Один из современников писал: «Была сатира, но не было смеха. Появление «Сатирикона» означало рождение смеха». Сатириконовцы воодушевленно занимались своей работой. Собираясь шумной компанией в одном из петербургских ресторанов, они наперебой обсуждали выход нового номера. Те наблюдатели, которым посчастливилось быть рядом в этот момент, восхищенно описывали уведенное:

 «Шум вокруг столика стоит невообразимый… Художники между тем в балагурстве и празднословии обсуждают темы и рисунки для следующего номера, поэты и прозаики выслушивают «проказы» батьки… Совершенно незаметно, шутя составляется номер. Каждый знает, что ему нужно приготовить к четвергу». 

Сатириконовцы были молоды, талантливы, дружны. Их объединяло самое главное — умение смеяться. Таким образом, журнал был свежим веянием в журналистике и имел большую популярность.

Осуждение

мнение о журнале Сатирикон

В 1913 году в редакции журнала происходит разлад, и он прекращает свое существование. Ему на смену приходит «Новый сатирикон», но былой славой издание не имеет. Пошлость и безыдейность пришли на смену искрометному интеллектуальному юмору. Появляется проект «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом», который вызывает бурную критику и недовольство. Царская цензура не выдержала зубоскальства над историей отечества. На сочинения авторов был наложен арест. Да и современники не очень хорошо отзывались о новом проекте, называя цикл работ «дурдом». Вот что писал о сатириконовцах друг Маяковского, советский писатель и ученый Виктор Шкловский: 

«Видеть и не увидать, слышать и не услыхать — обычная судьба людей, стоящих в конце своих эпох. Тут не помогут глаза и слух, потому что все закрыто запретностью, неприятием хода истории». 

«Новый сатирикон» становился все больше похож на другие издания и утратил былой дух социального протеста. В годы войны журналу приходилось особенно сложно. Русская сатира была не в почете. Теперь издание наполнялось военными рассказами и избитыми темами. Читателям быстро надоел такой формат, аудитория становилась все меньше, а высказывания более критичными. В 1917 году В. Воинов посвящает стих «Новому Сатирикону» , который называется «На грани», в нем автор достаточно жестко оценивает положение журнала. Описывая историю рождения «Сатирикона», Воинов называет издание ребенком, который в итоге осчастливил мир «тупым и старым анекдотом». В 1918 году журнал, прекратив свое существование, был закрыт большевиками за контрреволюционные взгляды.

Автор: Ася Александрова