Информационное пространство (часть 3)
Неугодный редактор обратился к своим друзьям-журналистам.Открытое письмо к президенту Борису Ельцину, подписанное тринадцатью известными редакторами, было опубликовано во многих московских газетах в тот же день, когда "Лукойл" успешно провел собрание акционеров.Не получив публичного ответа от Ельцина, Голембиовский обратился за поддержкой в "Онэксимбанк" Владимира Потанина.Но Потанин вскоре оказался на стороне "Лукойла", и они вместе выкинули редактора из газеты.
Голембиовский незамедлительно основал "Новые Известия", заявляя, что он возродит газету, которую уничтожили "Лукойл" и "Онэксимбанк".Однако, обратившись за финансовой помощью к ведущему олигарху Борису Березовскому, он пал жертвой тех же экономических трудностей, которые изначально заставили "Известия" броситься в объятия "Лукойла".
Эпизод с газетой "Известия" является отличной иллюстрацией конфликта между владельцем и ценностями честной журналистики.Последняя зачастую является жертвой этого конфликта.
Журналистская культура.Рассмотренный выше пример – своего рода крайность.Обычно владельцам нет нужды открыто использовать свою власть против того или иного журналиста – настолько полно их ценности усвоены журналистской культурой, господствующей в тех или иных СМИ.
Руководствуясь ею, редакторы и руководство газеты решают, какая статья – хорошая, а какую надо отвергнуть как "скучную", какие темы интересные, а какие – нет.Она также создает моральную атмосферу в газете.Эта культура определяет, что больше всего ценится в журналистах, что в их работе важнее всего.
Для бульварной и массовой прессы значимо умение не только добывать ценные новости, но и искусная техника подачи обыденного под видом необычного.Этот ловкий журналистский трюк обычно осуществляют, избавляясь от контекста, как это сделал, например, в начале 1980-х редактор “New York Daily Post”.Чтобы заполнить первую полосу в лишенный особых событий день, он попросил репортеров собрать подробности всех мельчайших преступлений, совершенных в городе, и свел их воедино в леденящей кровь статье под заголовком "Безумие на наших улицах".Культура массовых газет также приветствует написание захватывающих анонсов, врезов и бойких историй.
Серьезные, “качественные”, газеты подвержены опасности отдаления журналистов от запросов аудитории.