Интеракционный подход в социологии (часть 4)

[<-- Назад]

вступая в отношения с другими людьми, индивид пытается соотнести издержки, возникающие в результате этих отношений, с возможными выгодами; группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь соблюдения «справедливых» отношений; индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедливых» отношениях, испытывают психологический диском-, форт; чем острее воспринимается несправедливость, тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справедливые отношения»; человек, вступающий в отношения обмена с другим человеком, будет ожидать, что доходы каждого из них будут пропорциональны расходам: чем больше доходы, тем больше расходы (постулат о так называемой распределенной справедливости — СпЬииуе ^висе).

Центральное место в этой теоретической системе занимает ка-, тегория «справедливое отношение», определяемая как пропорцио-; нальность вкладов и результатов деятельности участников взаимодействия.

Теории социального обмена многое объясняют в человеческом поведении, основанном на принципе «целерациональности>м (М. Вебер), однако они не могут ответить на вопрос о том, почему люди зачастую поступают вопреки своей очевидной выгоде.

Диалектическая теория отношений, начатая работой Л. Бакстера в; 1980-х гг., включает диалектический анализ человеческой коммуникации посредством парных категорий, отражающих коммуникационные потребности личности: включение — уединение (потреб-з ность в привязанности и включении — потребность в идентификации и автономии); традиционность — уникальность (потребность] во власти, в контроле, управлении, предсказуемости — потребность в изменении, неопределенности, обновлении); открытость — 1 скрытность (потребность в прозрачности и привязанности — потребность в неприкосновенности частной жизни, секретности).

Различия диалектических отношений, с точки зрения Бакстера, обусловлены контекстом .социально-культурных установок, взаимоотношением частного и общественного, идеала и реальности, ценностей и действий, соответствия понимания своего Я и «другого» значениям, приписываемым коммуникантами этим параметрам.

Социальный контекст, в котором осуществляется коммуникация, находится в центре внимания теории снижения неопределенъ пш, предложенной Ч. Бергером в 1970-х гг. Эта теория подчеркивает взаимовлияние в межличностных коммуникациях и утверждает, что социальное следствие коммуникации сводится к снижению не определенности.

[Далее —>]