История исследования проблем массовой коммуникации (часть 8)
Очевидно, нужны не концепты и разработки для изучения коммуникативной ситуа
поскольку современное представление о соотнесенности центра и периферии уже недостаточно.
Идеи Лазарсфельда способствовали развитию так называемого позитивистского подхода к исследованию массовой коммуникации. Согласно данному подходу, СМИ осуществляют передачу информации аудитории с помощью «установления повестки дня» (а§епс1а-ри1ап§). Причем СМИ специально «раздувают» какую-либо проблему, посвящая ей все свое время, искусственно возвышая ее над другими событиями, конструируя таким образом особую реальность. Механизмы конструирования искусственной реальности являются предметом изучения представителей данной школы. В 1972 г. М. Маккомбс и Д. Шоу ввели термины «а§епс1а-Ъш1с1т§» (построение повестки дня) и «рптт§» (воспламенение), т.е. «подогревание» интереса аудитории к какому-либо событию, переключая на него все внимание.
Специалист в области массовой коммуникации Мак-Квейл дает ряд конструктивных предложений для теоретических исследований:
• поиск сближения социального и индивидуального использования коммуникации;
• создание концепции соотнесенности информации и культуры в плане их объективных возможностей и условий функционирования;
• более тщательный анализ отношений в процессе коммуникации с тем, чтобы сбалансировать практикуемую передачу информации и реальные запросы общества;
•v* пристальное внимание к различным технологиям и изучение их потенциальной направленности в практическом использовании;
- • более тщательное исследование альтернативного понимания коммерциализации и ее места в массовой коммуникации;
• пересмотр «общественного интереса» в коммуникации и понимания природы информации как вида частной собственности и общественного товара.
За этими предложениями просматривается главная проблема — как совместить массовое и индивидуальное в коммуникации с наибольшей пользой для общества и индивида, как избежать дегуманизации общества в условиях научно-технического прогресса и потребительства.
Теория массовой коммуникации в отечественных исследованиях никогда не замыкалась исключительно на роли СМИ, хотя большое количество работ посвящено изучению особенностей передачи и восприятия информации при помощи различных каналов и воздействию СМИ на общественное сознание, речевое поведе и мотивы поступков индивидов.
На базе общей теории коммуникации и теории информации; совая коммуникация рассматривается в русле проблематики фщсофии, социологии, психологии, этнографии, лингвистики и гих гуманитарных наук.