Категоризация электронных медиа

Для того, чтобы лучше представить электронные медиа, их использование и эволюцию развития необходимо выделить их основные типы. Это типология может быть определена различными способами: по типу использования (службы) и в виде технической категоризации.

С точки зрения использования электронные медиа могут быть разделены на четыре основные категории:

1.) Услуги на расстоянии: телематика.

  1. Управление документацией: поддержка и сохранение бюрократической документации в электронной форме.

  2. Мультимедийные комплексы: различные мультимедийные системы, предназначенные для использования в домашних условиях широкими слоями населения.

  3. Системы общего пользования: интерактивные терминалы, службы самообслуживания, системы распространяемых сообщений.

Эти категории со временем будут уточняться и дополняться. Существует определенная корреляция между этими классами служб и обслуживающими их технологиями: видеотекс, аудиотекс, службы “on line” для услуг на расстоянии; персональный компьютер для ведения документации; CD-ROM XA, CD-I и др. для мультимедийных комплексов на дому. Но данное разделение все более стирается с развитием нового поколения технологий мультимедиа, интеграции проигрывателей компакт-дисков и модемов в стандарт персональных компьютеров, появлением мощных микропроцессоров в CD проигрывателях…

С технологической точки зрения можно выделить пять основных направлений:

  1. Расположение “думающего” устройства: централизованное (сервер), отдельное или децентрализованное (персональный компьютер, интерактивный терминал).

  1. Связь сервер-терминал: осуществляется в реальном времени (местная сеть или телекоммуникация) или в различное время (отложенная услуга).

  1. Уровень интерактивности: Полностью взаимосвязанные системы (доступ к банкам данных на предприятиях, электронная переписка, электронные сделки) или “видеографические газеты”, распространяемые на видеомониторы, без интерактивности на уровне конечного пользователя.

  1. Использование средств выражения: Мономедиа/мультимедиа. Системы мультимедиа соединяют на одном и том же носителе классические объекты информатики (текст, данные, инфографика) и, как минимум, одно из выразительных средств классической аудиовизуальной коммуникации: звук, фотографию, мультипликацию, видеоизображение (цифровое или аналоговое).

Расположение терминала: частный, отдельный или общественный, стационарный или мобильный. Мобильные терминалы появились позже остальных, но имеют весьма светлое будущее. С развитием мобильных систем телефонной связи (а затем и иных видов мобильной телекоммуникации) резко возрос уровень продажи переносных персональных компьютеров (ноутбуков), “электронных организаторов” и иных личных цифровых помощников (Personal Digital Assistans). После ввода в строй в начале следующего столетия глобальной спутниковой телекоммуникационной сети, переносные средства электронной коммуникации получат дополнительный стимул к развитию. Что же касается личных (частных) терминалов (используемых в отдельном офисе или доме), отдельных (используемых определенной группой людей в одном и том же месте) и общественных, то различия в их конструкциях, назначении и использовании сохраняется еще долгое время.