Коммуникативная структура малой группы (часть 2)

[<-- Назад]

Оба автора исходили из общей гипотезы, что объективно заданная структура коммуникации существенно влияет на поведение членов группы и способ решения поставленных проблем. Позиция испытуемого, предположили авто-РЬ1, предопределяется объемом информации, которая к нему поступает, а также его возможностью влиять на коммуникативный обмен другими членами группы. Человек, обладающий большим объемом информации и большей возможностью регулироват. циркуляцию, выполняет более значимую роль в решении пр мы. Эта роль тем весомее, чем ближе к центру позиция, котор занимает. В случае, когда человек занимает центральную позщ он становится главным субъектом окончательного решения. Та образом, согласно гипотезе, степень централизации должна с* ваться на эффективности решения задачи. Замеры делались в о шении времени решения, числа записок, числа ошибок.

В итоге экспериментов выяснилось, что коммуникативная •
типа «крест» обусловливает наиболее быстрое решение задачи |
общем наименьшем количестве записок и ошибочных решен
Кроме того, оказалось, что индивиды, занимавшие централь
позиции, получили большее удовлетворение от работы в гру
чбм те, кто находился на периферии коммуникативной сети,
предположили авторы, это связано с тем, что такая позиция в•
муникативной сети дает больше шансов выдвинуться в лидеры 1
пйг, т.е. влиять на поведение других, не подвергаясь влиянию $
стороны. Однако общая удовлетворенность членов малой
оказалась выше при децентрализованных сетях. ..л

Эксперименты Бейвеласа и Ливитта стимулировали множес] подобных исследований, в которых варьировались типы ком* кативных сетей, а получаемые данные интерпретировались в ру тех же идей.

Следующим этапом в исследовании коммуникативной стр малой группы явились исследования французских психе К. Фашо и С. Московичи. Экспериментаторы впрямую задались просом о связи типа коммуникативной сети с характером поставленной перед группой. В частности, их интересовал вопво всех ли случаях централизованная сеть наиболее эффективш

Использованная авторами экспериментальная ситуация венно отличалась от предыдущей. Решая поставленную задачу, па была вольна конструировать коммуникативную сеть. Ни* ограничений на процесс циркуляции информации и ее вид (г менная или устная) не накладывалось.

[Далее —>]