Коммуникативные стили (часть 11)

[<-- Назад]

Децентрация в коммуникации характеризуется тем, что отправитель предвидит расшифровку получателя, принимает во внимание его точку зрения и кодирует на условиях получателя. Аналогично этому, децентрация получателя заключается в том, что он слушает и расшифровывает на условиях отправителя. Противоположностью децентрации является эгоцентризм. Эгоцентрик — человек, у которого снижена или полностью отсутствует способность ориентации на другого, о чем он может даже и не подозревать (в отличие от эгоиста; поэтому не следует путать эгоцентризм как психологическую характеристику с эгоизмом как нравственной характеристикой человека). Крайний эгоцентризм может служить серьезным препятствием в коммуникации. Если один из участников коммуникации — эгоцентрик, то ее успешное протекание возможно только в том случае, если другой участник наделен развитой способностью к децентрации. Это часто происходит, например, в случаях общения ребенка и взрослого.

Механизм децентрации лежит в основе эмпатии — сложнейшего средства межличностого общения. Кратко определить эмпа-тию можно как понимание другого посредством эмоционального проникновения в его внутренний мир, чувства и мысли. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, но при этом не перехрдить к состоянию идентификации с другим (т.е. не занимать позицию «я точно такой, как ты», «я=ты»). При эмпатии наше уважение к другому проявляется в нашем внимании к нему, полностью направленном на то, о чем нам говорят в данный Момент, Очень легко подменить эмпатию советом, поучением, подбадриванием, сочувствием, выспрашиванием или рассказыванием Историй о самом себе. Все приведенные способы оказания под-Держки могут быть важны сами по себе, но прямого отношения к эмпатии не имеют, более того, будучи неудачно использованы, они могут вызвать у собеседника острое чувство непонимания, эмс нальное отторжение.

Компетентность коммуникатора и состоит в том, чтобы п« ствовать, когда требуется эмпатия, а когда нет. Одним из пр ков такой потребности могут служить очень сильные эмоцио ные переживания собеседника, окрашивающие его сообщеПовторим еще раз: при эмпатии мы не берем на себя ответеность за переживаемые нашим партнером чувства, мы не демстрируем согласия с ними, мы надеваем «сочувствующие ушки этим создаем атмосферу взаимопонимания. Способность к тии предполагает не только психологическую чуткость как ностную характеристику, но и вполне определенные навыки, торые приобретаются и оттачиваются на практике. Соответс1Вно основными приемами эмпатии являются: эмпатическое вжй шивание, включая «отзеркаливание» фраз собеседника (т.с,3 точное повторение); их перефразирование; сообщение парта* о переживаемых им эмоциях и чувствах; указание на смысл живаемого им.

Таким образом, коммуникативные стили проявляются гц всего как набор определенных действий, умений и навыков, ветствующих психологической направленности личности.