Методы теории коммуникации
Конечный результат исследования любых явлений и процессов действительности в большой степени зависит от того, как осуществляется данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Все перечисленное составляет методологическую основу научного исследования.
- Метод в
самом широком смысле означает «путь к чему-либо»; в
науке — это совокупность
приемов, применяемых исследователем для получения определенного
результата. Понятие методология
имеет два основных значения: 1)
система определенных способов и
приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в
науке, политике, искусстве и т.п.);
2) учение
об этой системе, или общая теория метода. История
и современное состояние познания и практики убедительно показывают,
что далеко не всякий метод обеспечивает успешное решение
теоретических и практических проблем. Для достижения искомой цели
необходимо правильно выбрать ведущий к ней путь.
- В современной науке чаще всего используется уровневая система методологического знания. Она с успехом может быть применена и в теории коммуникации. В соответствии с ней все методы научного познания могут быть разделены на общенаучные и частно-научные.
- Рассмотрим, как эти методы используются при исследовании коммуникативных процессов.
- Общенаучные методы — это совокупность исследовательских приемов и процедур, широко применяемых в различных областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественно-научного. К числу общенаучных методов, чаще всего используемых в исследовании коммуникационных процессов, могут быть отнесены: моделирование, системный подход, сравнение.
- Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Метод моделирования имеет огромное значение и самое широкое применение в современной науке, особенно в таких ее разделах, как физика, химия, биология, кибернетика, технические и социальные науки. Моделирование как специфическое средство научного познания не является изобретением XX в. Достаточно указать на представления Демокрита и Эпикура об атомах, их форме и способах соединения, которые, по сути, являются прообразами современных моделей, отражающих ядерно-электронное строение атома.
- Модель — аналог реального объекта. Между оригиналом и моделью должно существовать известное сходство (подобие) физических характеристик, структуры, функций, поведения и его математического описания и т.д. Следовательно, под моделью понимается либо конкретный образ изучаемого объекта, в котором отображены его реальные или предполагаемые свойства и строение, либо другой объект, реально существующий наряду с изучаемым и сходный с ним в отношении некоторых определенных свойств или структурных особенностей.
- Выделяются вербальные (текстовые) модели; математические, выражающие существенные свойства объекта или процесса математическим языком уравнений; информационные модели — класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы (возникновение, передачу и использование информации в системах самой разной природы); часто используются графические модели, наглядно отражающие изучаемые процессы в виде графиков.
- Метод моделирования широко применяется при исследованиях коммуникативных процессов. Одна из первых моделей построения речи была предложена еще Аристотелем, большинство же коммуникативных моделей разработано в XX в. Теория коммуникации оперирует большим количеством моделей общетеоретического и прикладного характера. Это социологические, психологические, семиотические, технические модели, модели пропагандистской, имиджевой, массовой коммуникации и многие другие (в гл. 3 рассматриваются модели, наиболее важные с точки зрения изучения процесса коммуникации).
- Системный подход. В настоящее время он занимает одно из ведущих мест в научном познании вообще. Наиболее широкое применение он находит при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, относится и коммуникация во всех ее формах и проявлениях.
- В современной науке чаще всего используется уровневая система методологического знания. Она с успехом может быть применена и в теории коммуникации. В соответствии с ней все методы научного познания могут быть разделены на общенаучные и частно-научные.
Система — общенаучное понятие, выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство.
[Далее —>]