Модель Аристотеля
предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)» /Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000. С. 99). В условиях устной по преимуществу античной культуры на первый план естественным образом выдвигается ораторское искусство. Однако следует отметить, что во времена Аристотеля речь ораторов стала предназначаться не только для произнесения, но и для чтения. Об этом Аристотель специально упоминает в «Риторике» (кн. 3, гл. 12), отмечая самодостаточность письменной речи. Таким образом, данная модель универсальна — она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. В этом акте выделяются три основных элемента коммуникации:
ОРАТОР — РЕЧЬ — СЛУШАТЕЛЬ
- Эти элементы, хотя и в
измененном виде, воспроизводятся и в последующих моделях
коммуникации. Греческая традиция искусства риторики была продолжена
в Средневековье и оставалась практически неизменной вплоть до XX
в. Только с развитием
массовых коммуникаций через радио, кино, телевидение и под влиянием
потребности в совершенствовании методов пропаганды классическая
модель претерпела изменения.