Навыки и умения чтения (часть 3)

[<-- Назад]

Нужно ли и дальше развивать те умения, которые позволяют стать компетентным специалистом по извлечению актуальной информации из письменнорече-вых источников? Если развитие компетенции в чтении необходимо, следует самостоятельно или при помощи преподавателя выполнять упражнения, автоматизирующие навыки, приводящие в действие механизмы чтения, совершенствующие соответствующие умения.

В развитии умений чтения как вида речевой деятельности большое внимание уделяется упражнениям, способствующим формированию понимания читаемого текста на разных уровнях: на уровне значений и на уровне смыслов.

Смысловое прогнозирование развивается уже в подготовительных упражнениях:

• работа с перфорированными текстами;

• прогнозирование отсутствующих окончаний слов или фраз по контексту;

• предположение об общей тематической направленности текста по названию или первому абзацу;

• определение общего содержания текста после прочтения заключительных фраз или выводов.

Последнее формируется не только упражнениями, но и всем жизненным опытом читателя, так как предполагает понимание того, что стоит за текстом, следовательно, связано не столько с пониманием его содержания, сколько с пониманием позиции автора, его умозрительного настроения.

Итак, чтобы хорошо понимать читаемый текст, необходимы:

• определенный уровень речевых умений вообще и в данном виде речевой деятельности в частности; определенный уровень техники чтения;

• наличие конкретной мыслительной задачи, коммуникативнс цели в процессе чтения;

• соотнесение собственных возможностей с уровнем труднее текста по форме и содержанию;

• знание предмета, о котором идет речь в тексте, наличие ее собственного опыта в данной области; знание отдельных опорных слов, терминов, профессионализмов, слов, заимствованных из других языков, и т.д. помогает быстрее и точнее понять текст.

При отсутствии перечисленных знаний даже многократное прочтение текста не поможет понять степень умственного развития читающего, общее развитие, словарный запас, наличие навыков языковой догадки, умение пользоваться словарями и справочниками.

Анализ видов чтения показывает, что различные по хараь (по психологическим установкам) умения и владение одним из не обязательно предполагают владение другими. Стихийно, в зультате практики, они могут сформироваться и без специальшог обучения, специальных упражнений.

Для каждого из видов чтения можно определить минимальный уровень, при котором языковые и технические трудности чтет не препятствуют извлечению информации с нужной степенью не ноты.

Минимальный уровень для каждого вида чтения определим следующим образом:

1) определяется объем языкового материала (лексического грамматического), достаточный для обеспечения соответствующего умения;

2) определяется минимальная скорость оперирования этим териалом, при которой сохраняется качество соответствующег умения. Так, для просмотрового чтения определена скорость 145 слов в минуту, для изучающего — не более 160 слов, скорости чтения с общим охватом содержания — от 220 до 550 слов в М1 (при 75—100% понимания, если текст на иностранном языке).

Из сказанного можно сделать вывод о взаимосвязи видов речевой деятельности, обусловливающей необходимость параллельного освоения умений в различных коммуникативно-речевых процесах. Проконтролировать развитость умений в чтении можно письме или в процессе говорения; умения писать, правильно лзл гать известную информацию контролируются в устной речи и при чтении.