О некоторых аспектах теории информации (часть 2)

[<-- Назад]

Все эти полученное вами сведения снимают неопределенность, поскольку из двух возможных вероятностей реализовалась одна. Не забираясь в математические дебри, скажем лишь, что в вероятностно-статистической теории Шенона количество информации измерялось посредством вероятности. Согласно, этой теории, наибольшее количество информации несет малоожидаемое (мало вероятное) событие. Последний постулат верен и применительно к информации в самом широком смысле. Другое дело, что воспринять эту малоожидаемую информацию мы можем лишь в контексте происходящего, то есть в том случае, если имеет место избыточность информации. Но об этих двух понятиях мы поговорим позже.

Один из основоположников кибернетики У.Р.Эшби в 1956 г. в книге «Введение в кибернетику» рассматривал информацию как передаваемое разнообразие. Под разнообразием понималась характеристика элементов множества, заключающаяся в их отличии. Если рассматривать эту идею шире, то можно сказать, что любой объект отражается в субъекте именно потому, что ему самому присуща информация как разнообразие тех или иных процессов отражения.

Позже появился ряд других теорий информации, в которых для измерения количества информации (речь шла в основном о технике связи и возможности прохождения наибольшего количества знаков без искажений) предлагались другие подходы. Постепенно понятие информации как научного термина стало прерогативой технических и естественных наук, чему прежде всего способствовало бурное развитие кибернетики. Все аспекты теории информации рассматривались в основном лишь в синтаксическом, то есть сугубо формальном русле.

На возможность измерения ценности информации первым обратил внимание наш академик А. А.Харкевич, предложивший измерять эту ценность через приращение вероятности достижения цели до и после получения информации.

Но в целом понятие информации, вошедшее фактически во все сферы науки и жизнедеятельности находится еще в стадии становления. Как заметил тот же А.Урсул, сегодня невозможно дать одного полного определения информации, поскольку «неопределенность интерпретаций информации есть следствие того, что понятие это бурно развивается» (А.Д. Урсул. Проблема информации в современной науке. М., Наука. 1975. С.26).

В данном случае нас не интересует количественный аспект информации, хотя он крайне важен при создании и совершенствовании информационных систем.

[Далее —>]