О некоторых аспектах теории информации (часть 7)

[<-- Назад]

Реципиент может не извлечь из информации ничего для себя нового в двух случаях: если сообщение окажется слишком сложным для его восприятия (то есть значительно превышающим его тезаурус) и если наоборот оно будет сообщать то, что ему и так известно.

Что касается информации эстетической, то в силу ее высокой избыточности нередки случаи, когда читатель, зритель или слушатель воспринимает лишь часть этой информации. Скажем, он может оценить сюжетную интригу, юмор, красивую картинку, но при этом не заметить ни художественной образности, ни красоты композиции, ни философской глубины произведения, поскольку не имеет соответствующей эстетической подготовки или художественной интуиции.

Существует два противоположных подхода к роли информации в человеческом обществе. Одни склонны считать, что социальная информация является отражением глубинных процессов развития цивилизации, другие, наоборот, гиперболизируют роль информации. Так, известный канадский социолог М.Маклюэн в своей книге «Галактика Гуттенберга» утверждает, что распространение и накопление информации — один из основных двигателей человеческой истории. Скажем, возникновение Римской империи он напрямую связывает с появлением алфавита и бумаги, что резко ускорило распространение информации и имело соответствующие последствия; религиозные войны и «национализм» эпохи Ренессанса — с появлением печатного станка и т.п. Вывод, который делает Маклюэн, весьма неутешителен: «Человек запутался в электронных цепях, и ему некуда из них выбраться».

Истина, конечно, лежит посередине. С одной стороны, развитие общества и возникающие в нем новые потребности вызывали к жизни соответствующие коммуникативные технологии, с другой стороны новые средства коммуникации ускоряли прогресс и влияли на развитие человеческого общества.

И еще одно понятие из теории информации, широко вошедшее в лексикон профессионалов, имеющих дело с аудиовизуальными системами коммуникации, — шум, то есть помеха для передачи или восприятия нужной информации. Хотя, как справедливо заметил один из основоположников теории информационных процессов У.Р.Эшби, «шум по существу не отличим от любой другой формы разнообразия» (в основу своей теории Эшби положил так называемый закон необходимого разнообразия, позволяющий различать один сигнал, знак или элемент от другого. — В.П.). Установить различие между сообщением и шумом можно только в том случае, когда имеется некоторый получатель, решающий, какая информация имеет для него значение. Ниже мы остановимся на этом весьма важном методологическом замечании подробней, используя для иллюстрации его конкретные примеры. (Эшби У.Р. «Введение в кибернетику. 1959. С. 267).