Обратная связь в говорении и слушании (часть 2)

[<-- Назад]

Если, слушая, человек старается проявить участие к говорящему, обращает внимание на исходящие от него невербальные сигналы, его можно назвать эффективным слушателем.

Прогнозировать или инициировать обратную связь во время речевого взаимодействия можно при условии, что каждый из участников общения использует средства и механизмы, навыки и умения слушания и говорения.

Назовем некоторые способы формирования навыков говорения и слушания:

Говорение:

• говорить интересно и доходчиво (с учетом интересов слушателей);

• передавать слушателям только полезную для них информацию;

• правильно оформлять речевые произведения, располагая их в больших композиционных блоках (выступлениях, монологах, рассуждениях) по принципу: вступление, главная часть, выводы (заключение);

• использовать речевые средства в соответствии с количественным составом аудитории (межличностное, межгрупповое, публичное общение);

• применять речевые средства, соответствующие функциональному стилю, ситуации, сфере общения;

• передавать содержание с использованием невербальных сигналов;

• осуществлять анализ обратной реакции слушателей в процессе говорения;

• регулировать темп говорения с учетом того, что устная речь воспринимается и понимается труднее, чем письменная; Слушание:

• находить в услышанном что-то полезное для себя;

• стремиться «раскрывать истину» с помощью реактивных речевых действий;

• сосредоточиваться на главном;

• фиксировать основные положения сообщения в письменной речи (конспект, тезисы, опорные слова, цитаты и т.д.);

• воздерживаться от советов и «приговоров» до серьезного осмысления сказанного;

• задавать уточняющие вопросы;

• формулировать выводы во внутренней речи; •

• анализировать невербальные сигналы говорящего;

• проводить анализ и оценку содержания сообщения, а не по

ния говорящего и т.д.

В рецептивных видах речевой деятельности обратная связь осуществляется по внутренним каналам смысловых решений.

[Далее —>]