От барабанов — к телеграфу (часть 6)

[<-- Назад]

Патент на это изобретение получил 7 марта 1876 года американский преподаватель школы глухонемых Александр Белл (1847 — 1922). Надо сказать, на приоритет в этой области претендовало несколько человек, прекрасно понимавших, насколько перспективно это техническое новшество. В частности, некто Э.Грей из Чикаго, чьи исследования как профессионального физика поддерживались правительством США, подавший заявку на патент на 2 часа позже Белла, затеял против Белла судебный процесс, и только после 600 с лишним слушаний судом было принято решение поставить в этом деле точку и признать официально автором изобретения Белла. Белл между тем не терял времени даром. После опытов по практическому применению своей аппаратуры он основал фирму «Белл телефон компани» и открыл в штате Коннектикут первую в мире телефонную станцию.

Поскольку телефонное дело считалось чисто техническим предприятием, то на первой телефонной станции работали исключительно молодые люди в жилетках. Они занимались тем, что соединяли абонента с вызываемым номером с помощью штепселя, к которому подсоединялся провод, так называемая «шнуровая пара». К началу 80-х годов в США уже насчитывалось 20 местных и несколько междугородных телефонных станций.

В Германии, где Белл не пользовался патентной защитой, на основе его изобретения стали выпускаться телефоны фирмы Сименс. Первая городская станция в Берлине открылась в 1881 г. В России же действовал патент Белла, за который приходилось платить немалые деньги.

Вы заметили, как часто изобретения в области коммуникации совершались лицами, не имевшими практически никакого отношения к науке и технике? То же самое произошло и с изобретением автоматической телефонной связи. Некто А.Стоуджер, работавший гробовщиком в Канзас-Сити, видя что его скорбный бизнес начал давать сбой, решил, что упадок спроса на его изделия связан с тем, что персонал телефонной станции сообщает содержание его разговоров конкурирующей фирме. Подозрительный гробовщик начал размышлять на тему, как бы сделать так, чтобы убрать невольного посредника, то есть людей, участвующих в соединении абонентов. В конце концов он изобрел искатель, позволявший абоненту осуществлять нужное соединение без телефониста, а с помощью номеронабирателя на своем аппарате. Идея автоматизированной связи постепенно совершенствовалась, развивалась, и к концу XX века была внедрена почти повсюду.