От дагерротипа — к кинематографу (часть 9)

[<-- Назад]

Посещаемость кинозалов, этих «театров для бедных» была достаточно высока, и производство большинства фильмов с лихвой окупалось (иначе студии вряд ли стали бы реализовывать такие сверхдорогие проекты, как «Нетерпимость» Д.Грифитса, «Наполеона» А.Ганса, «Кабирия» и др.) Тем не менее полная тишина в кинозале казалась неестественной, и поэтому при показе фильма часто играла музыка. Это мог быть музыкант, играющий «под экран» на фортепьяно, а в отдельных случаях даже целый оркестр, исполнявший специально для фильма написанную музыку. Например, к первому русскому игровому фильму «Понизовая вольница» (1908 г.) композитором И.Ипполитовым-Ивановым была написана специальная музыка.

Лишь к концу 20-х годов, когда интерес к кинематографу начинает постепенно спадать, отдельные киностудии, дела которые шли не блестяще, решаются попробовать делать звуковое кино. Тем более, что к этому времени развитие радиотехники заложило фундамент для создания систем, осуществляющих синхронную звукозапись. Еще в 1900 г. русский ученый Я.Л. Поляков получил патент на воспроизведение фотографической записи звука посредством фотоэлемента и использования позитива фонограммы, а в 1906 г. американский изобретатель Ю.Лост разработал систему фотографической записи звука на кинопленку.

Первые аппараты для звукозаписи были достаточно громоздки. Речь актера можно было записывать только во время съемки, для чего ухитрялись прятать еще малочувствительные в ту пору микрофоны в различный реквизит и тщательно устранять все посторонние шумы. То есть с технологической точки зрения первая звукозапись в кино, осуществляемая оптическим путем, была процессом крайне сложным и трудоемким.

Первым звуковым фильмом считается «Певец джаза», созданный на одной из студий Голивуда, хотя, наверное, одновременно создаются звуковые киноленты и на других студиях. У нас в стране первым по-настоящему звуковым фильмом стала «Путевка в жизнь» (1931 г.). В СССР системы звукозаписи в кино были разработаны изобретателями П.Г. Тагером (в Москве) и А.Ф.Шориным (в Ленинграде). Первая кинограмма, сделанная по системе А.Шорина была продемонстрирована в экспериментальном кинотеатре в Ленинграде в 1929 году.

С появлением звука в кино, точнее синхронной записи, техника на какое-то время закрепощает творчество. Камера становится неподвижной, начинают доминировать театральные мизансцены, да и активно приглашаемые в кино театральные актеры часто привносят чисто сценические приемы. Но по мере овладения техникой звукозаписи и ее совершенствования кинематографическая специфика в фильмах талантливых режиссеров находит новое, оригинальное решение.

Новым этапом в развитии звукового кино становится переход записи звука на магнитную ленту. Это происходит в 50-е гг. минувшего столетия.

Цвет в кино появляется еще в конце XIX века. Но в силу технологической сложности использования двуцветного аддитивного метода, процесс внедрения цвета в кино притормозился и только в конце 30-х годов, а еще активнее после II Мировой войны начинается широкое производство цветных картин. Первыми технологиями цветной съемки были Агфаколор и Технико-лор. Разработки Агфаколора начались в Германии еще в начале XX века, но приличные результаты были получены лишь в 40-е гг. На Агфаколоре были сняты в 1942 году «Девушка моей мечты» и «Барон Мюнхаузен». Техниколор отличался более высоким качеством кинокопий. Постепенно на первое место по качеству цветовоспроизведения и по технологичности выходят пленки фирмы «Кодак», завоевавшей сегодня почти весь мир.