Понятие политической коммуникации (часть 2)
На следующей фазе новая информация обрабатывается в рамках блока «памяти и ценностей», где сравнивается с уже имеющейся информацией и оценивается с позиций ценностей, норм и стереотипов. После этого правительство («центр принятия решений»), уже имея окончательное представление о том, насколько сложившаяся под воздействием информации новая политическая ситуация соответствует интересам и целям, принимает решение по регулированию текущего состояния системы. Наконец, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, результаты которых в виде новой информации по. «обратной связи» поступают к «рецепторам»; таким образом, система вступает в новый цикл функционирования.
- В модели Г. Алмонда политическая система предстает как
совокупность политических позиций и способов реагирования на
определенные политические ситуации с учетом множественности
интересов. Важнейшей является способность системы развивать
популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и
лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления
необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.
- Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния политической системы, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.
Специфическая роль принадлежит функции политической коммуникации, обеспечивающей распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабил ности.
- Представители структурно-функционального подхода, рассматрц вающие политическую коммуникацию как одну из функций пол» ческой системы, характеризовали ее с точки зрения гомогенное политической информации, ее мобильности, объема, направлен ности.
В современной науке существует несколько подходов к понят «политическая коммуникация». Среди них можно выделить следующие:
• политическая коммуникация — это постоянный процесс перел чи политической информации, посредством которого полк ческие тексты циркулируют между различными элементами п« литической системы, а также между политической и ми системами (Л.Р. Посикера);
• политическая коммуникация подразумевает не односторонт направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон формальных коммуникационных процессов в обществе, кс рые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай);
• политическая’коммуникация — это процесс передачи политиче
кой информации, благодаря которому она циркулирует от однс
части политической системы к другой и между политической
системой и социальной системой (Р.Ж. Шварценберг).
В целом политическую коммуникацию можно определить как процес^
информационного обмена между политическими акторами, осуществ
мый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.
Сущностной стороной политико-коммуникационных процесс является передача, перемещение, оборот политической инфор* ции, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественна практической деятельности обмениваются (собирают, храня перерабатывают, распространяют и используют) «источники» «потребители» — взаимодействующие в обществе индивиды, со альные группы, слои, классы.