Противоречивые тенденции развития коммуникативных систем

Одно из главных отличий человека от других представителей животного мира — последние постоянно живут в своем мгновенно-локальном мире (здесь и сейчас) и способны обучаться только методом проб и ошибок — заключается в том, что мы способны извлекать пользу из прошлого опыта. Мы накапливаем прошлый опыт не только в своей индивидуальной, но и в коллективной памяти посредством письменности, а также всех изобретенных за последнее столетие и внедренных в широкую практику систем фиксации, сохранения и передачи информации. Давняя мечта человечества — установить живую связь между людьми, разделенными временем и пространством, сбылась, и сегодня мы стоим у порога такого бурного развития новых форм коммуникации, которое способно будет в корне изменить привычный образ жизни человечества.

Но не таит ли в себе внедрение новых коммуникационных систем не только положительные, но и негативные последствия для будущих поколений?

По мере своего развития человечество становится все более и более зависимым от электронных коммуникаций и других средств обработки информации. «Менее чем за век, — писал в 70-е годы известный американский ученый и общественный деятель Джером Визнер — человек перешел из мира «человеческих возможностей», где он мог рассчитывать лишь на свою физическую силу и мозг, в мир полной зависимости от машин, увеличивающих его скорость и силу в миллионы раз. Произошла полная перестройка мира. Возник совершенно новый мир — искусственный, синтетический, быстро меняющийся, части которого расчленены, мир, который невозможно понять, проконтролировать, мир, в котором невозможно общаться». А в 1983 году журнал «Тайм» подтверждал эту же мысль: «Информационная революция, которую давно предсказывали футурологи, началась. Вместе с ней начались драматические перемены в жизни людей, их работе и, возможно, даже в образе их мышления.»

И действительно, если развитие телефонных сетей сократило до минимума частную переписку, а появление в каждом доме телевизора поубавило у многих желание читать, то компьютер, корректирующий грамотность и производящий мгновенно любые математические действия, способствовал, с одной стороны, ускорению многих операций, производимых людьми, занимающимися интеллектуальным трудом, а с другой — ослаблению самостоятельного мышления.

[Далее —>]