Публицистика как творчество

Журналистика представлена всеми видами человеческого творчества — научным, художественным, публицистическим. Первые два вида не являются основными для журналистского познания действительности, но находят свое отражение в СМИ. Научные сведения необходимы для формирования правдивой картины мира в историческом, экономическом, политическом и др. аспектах, требующих верного, ориентированного на новейшие достижения цивилизации знания. Место их обнародования — не только научно-популярные журналы и программы, но и универсальные СМИ. Художественное вещание широко представлено на телевидении и радио, в литературных изданиях, посвященных литературе и искусству.

Ведущим в журналистике остается публицистический вид творчества. В теории масс-медиа вопрос о наполнении понятия "публицистика" до сих пор остается открытым. Одни исследователи относят к публицистике исключительно художественно-публицистические жанры, другие ориентируются на рамки, установленные публицистическим функциональным стилем, третьи считают публицистикой любой предназначенный для СМИ текст.

Е. Прохоров формулирует ряд характерных для публицистического типа творчества черт. Это синкретичное творчество, объединяющее научное и художественное начала, воссоздающее "целостную панораму современности" через демонстрацию "характерных конкретных ситуаций", выявляющее глубинные взаимосвязи между явлениями действительности.

Подобно искусству, публицистика реализует себя в различных жанровых формах. Жанр — это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца. Жанры печати, например, по традиции, идущей из советской теории журналистики, принято делить на две большие группы: информационные (заметка, интервью, репортаж, отчет) и аналитические (статья, обозрение, комментарий). В некоторых случаях деление происходит на три группы – из числа аналитических вычленяются художественно-публицистические – очерк, фельетон, памфлет.