Семантика
Семантика изучает законы смысла. Центральным понятием мантики является понятие значения. Обычно для разъяснен структуры языкового значения используется «семантический угольник».
В значении слова находит обобщенное отражение определенный предмет, «фрагмент» действительности: слово является названием не отдельного предмета, а целого класса предметов. Предметы и явления действительности отражаются в сознании человека в виде логических понятий. Таким образом, значение есть соотнесенность знака (слова) с определенным понятием.
Например, слово стул обозначает класс реально существующих предметов. Все существующие виды стульев отображаются в нашем сознании в виде понятия о стуле. Значение слова стул содержит лишь минимальный набор характерных признаков (которые берутся обычно из числа признаков понятия), позволяющих соотнести слово и обозначаемый предмет.
- В семантическом треугольнике обязательными
компонентами являются знак и понятие, а денотат может отсутствовать.
- Например, все русские люди знают, кто такая Баба Яга, и могут приблизительно описать ее и дать ей некоторую характеристику. Следовательно, знак и понятие существуют. А вот денотата — самой Бабы Яги — не существует.
- Знаком является и предложение. Понятие предложения-высказывания — центральная категория лингвосемиотики. Смысл предложения-высказывания заключается в высказанном в нем суждении, а денотатов у предложения бывает только два — «истина» или «ложь», т.е. соответствие или несоответствие высказанного в предложении суждения реальному положению вещей.
- Речь здесь идет, казалось бы, о формах изменения только одного знака (ело но нельзя забывать, что эти изменения происходят лишь в предложении, т.е. слово вступает в отношения с другими словами, а следовательно, относятся к < изучения синтактики.
- Например, все русские люди знают, кто такая Баба Яга, и могут приблизительно описать ее и дать ей некоторую характеристику. Следовательно, знак и понятие существуют. А вот денотата — самой Бабы Яги — не существует.
В сложном предложении придаточная часть перестает рассмат] риваться как истинная или ложная; с этой точки зрения рассматр-3 вается только главная часть. Приведем примеры.
- 1. В предложении Министр
финансов сказал, что в этом году утвержден бездефицг»
ный бюджет с точки зрения истинности или ложности рассматривается только г-
ная часть Министр финансов сказал. Таким образом, вся ответственность за ис
ность или ложность утверждения В этом году утвержден бездефицитный бюджет;
жится на министра. ,
2. Высказывание Говорят, что в этом году утвержден бездефицитный бюджет* точки зрения истинности — ложности верифицировать практически невозможно
Денотат придаточного предложения в обоих случаях отсутствует, и мы моя-рассматривать только его смысл (понятие), в принципе не обсуждая истинность ложность этой части высказывания.
- Возможны предложения, у которых есть
смысл, но нет, а иног и не может быть денотата, как и в словах
(БабаЯга). Приведем
примеры.
- 1. Знаменитое предложение Б. Рассела Нынешний король Франции лыс не являв ни истинным, ни ложным, так как Франция — республика и сейчас там вообще ] короля.
2. Н. Хомский считал совершенно бессмысленным Бесцветные зеленые идеи > но спят. Однако позднее известный русский лингвист и семиотик Р.О. Якобсон казал, что даже этому предложению можно придать смысл: бесцветные идеи — «Ч выразительные идеи», зеленые — «незрелые», спят — «не работают», яростно может быть истолковано в этом контексте как «окончательно и агрессивно»
- В «семантическом треугольнике» помимо отсутствия денот возможна неоднозначность соответствия знак — понятие — денс (предмет), выражающаяся в омонимии, полисемии и синонимии
Явление омонимии состоит в том, что существуют два сов шенно одинаковых по форме знака, каждый из которых имеет а значение, причем эти значения между собой абсолютно не св« ны, так же как и соответствующие понятия и денотаты (ключ 1-замка) — ключ (родник)).
Развитие полисемии (многозначности слова) с семантичеси точки зрения объясняется законом асимметрии знака и значенЗнак и значение обычно полностью не покрывают друг друга.