Система российских СМИ

Система журналистикиформировалась исторически, на протяжении нескольких веков.Журналистика развивалась с учетом измененийсоциально-политической жизни и характера аудитории, с прогрессом технических возможностей массовой коммуникации.В рамках отдельного государства система журналистики считается сформировавшейся, если:

1.Широко и полно используются специфические возможности различных типов СМИ — печати, телевидения, радио, которые предстают перед потребителем ввиде большой совокупности изданий и программ.

2.Любой социальный институт, общественная организация, отдельные граждане могут осуществитьсвое желание выступить учредителем какого-либо издания или программы.Важно, чтобы на информационном рынке были реально представлены все социальные силы.

3.На рынке СМИ каждый потребитель может выбрать для себя ряд источников информации, которые отвечали бы его запросам, и обеспечивали его всей необходимой информацией.

При соблюдении этих условий система журналистики заполняет все информационные ниши.При этом отношения между разными органами СМИ, находящимися в одной нише могут носить различный характер: от сотрудничества и взаимодополнения до острой конкуренции.

Вся совокупность действующих СМИ подразделяется на типы.Типология помогает понять место изданийв системе СМИ, способствует их взаимодействию или конкуренции, определяет особенности деятельности, обеспечивает оптимальную реализацию информационной политики, незаменима при проведении маркетинговых исследований.

Основными типообразующими признаками СМИ в учебном пособии «Система средств массовой информации России» названы: характер аудитории, предметно-тематическая направленность,целевое назначение, время выхода, периодичность.

По характеру аудитории выделяются следующие основные типы изданий, теле- ирадиопрограмм:
–международные;
–общероссийские;
–межрегиональные;
–территориальные (областные, краевые, городские, районные);
–этнических общностей;
–профессиональных групп;
–возрастных групп;
–для женщин и мужчин;
–для верующих.

По предметно-тематической направленности:
–универсальные;
–специализированные.

По целевому назначению:
–художественные;
–публицистические;
–развлекательные;
–научные;
–рекламные;
–информационные.

По времени выхода: утренняя, дневная, вечерняя, ночная — для теле-, радиопрограмм;

[Далее —>]