Спор как разновидность речевой коммуникации
Дискуссия — публичный спор, целью которого в отличие от по является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, ние истинного мнения, нахождение правильного решения спорного во Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так 1 участники сами приходят к тому или иному выводу.
участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые яутения, стремятся прийти к единому мнению, найти общее реше-1е> установить истину. Полемика преследует цель одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
- Споры, включая как полемику, так и дискуссию, можно классифицировать по нескольким основаниям:
-
л. число участников: спор-монолог (человек спорит сам с
собой, это так называемый внутренний спор); спор-диалог
(полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или
многими лицами);
- .ф. число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в котором обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слу-
— шателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слушателей впечатление;
- .ф. цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-либо, спор для победы, спор ради спора;
-
• социальная
значимость предмета спора (актуальность проблемы): спор, который
отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые
интересы; спор, который отражает семейные интересы; спор, который
отражает личные интересы;
- ф- форма проведения спора: устный спор, характеризуемый непосредственным общением спорящих, ограниченностью спора во времени и замкнутостью в пространстве, большой ролью внешних и психологических моментов; письменный спор, характеризуемый опосредованным общением спорящих, большой продолжительностью во времени, ведением через разные каналы (например, несколько печатных источников); письменный спор более пригоден для выяснения истины, но иногда за его ходом трудно следить;
- г подготовленность спора: организованные споры, которые планируются заранее так, что стороны имеют возможность ознакомиться с предметом спора, определить свою позицию, продумать аргументы; неорганизованные споры, которые возникают стихийно и обычно менее плодотворны, чем организованные;
- ф- форма проведения спора: устный спор, характеризуемый непосредственным общением спорящих, ограниченностью спора во времени и замкнутостью в пространстве, большой ролью внешних и психологических моментов; письменный спор, характеризуемый опосредованным общением спорящих, большой продолжительностью во времени, ведением через разные каналы (например, несколько печатных источников); письменный спор более пригоден для выяснения истины, но иногда за его ходом трудно следить;
‘ степень организованности: сосредоточенный спор, когда споря-
Щие все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они гово-
рят, служит для его защиты или опровержения;