Структура, средства и модели политической коммуникации (часть 2)

[<-- Назад]

*

При исследовании эволюции способов политической коммуникации основной акцент делается на анализ отношений управляющих и управляемых в коммуникативном плане. Французский ный Ж.М. Коттрэ предложил рассматривать их в следующей пара*: дигме:

• отношения идентичности: управляющие идентичны управляемым;



• отношения включения: все управляющие являются членами политического общества, но не все управляемые являются членами руководящего круга. Эти отношения заключают в себе взаимопроникновение и взаимовлияние управляющих’ и управляемых;

• в условиях расширения политического общества отношения между управляющими и управляемыми становятся отношениями пересечения.

В ряде моделей политической коммуникации обращают внимание на роль элиты, которая осуществляет свою власть над остальной частью общества не непосредственно, а через промежуточные звенья — бюрократический аппарат и средства массовой коммуникации. Модель К. Сайне, согласно ей между такими элементами политической системы, как элита, бюрократия и массы, происходит непрерывный информационный обмен, причем элиты всегда конструируют и передают «вниз» информацию, способствующую укреплению их собственной легитим-ности.

Вместе с тем было бы неверно анализировать коммуникац* ные отношения только по вертикальному принципу: правя элиты — управляемые массы. Чем демократичнее общество, те» большее значение приобретает горизонтальный уровень обмен потоками политической информации, сопряжение господствующ го коммуникационного потока, инициируемого государством, с’ивЦ формационнымй потребностями и приоритетами гражданского < щества, формирующимися на более широкой ценностной основе.*’

Кроме того, следует учитывать влияние новых электрон средств связи, которые делают привычным набор услуг телеком* никационной сети, позволяющей своим пользователям более ев бодно отправлять и принимать информацию и личного, и общес^Ц венного характера.

[Далее —>]