Термин “телематика” (часть 3)

[<-- Назад]

Изобретение фонографа дало толчок для развития звукозаписи и радиовещания. Но до определенного момента индустрия коммуникации оставалась мономедийной. Каждое из СМК предполагала свои технологии, свои методы, изобразительные ресурсы.

Но цифровые технологии в сфере масс-медиа коренным образом изменили ситуацию. Первоначально информатика быстро развивалась в газетно-журнальной индустрии. Обмен цифровыми данными резко уменьшил затраты и ускорил производство продукции. Статья, набранная журналистом за сотни и тысячи километров от редакции, могла быть передана и тут же заверстана на полосу. Таким же образом макет издания мог быть передан одновременно в различные типографии.

Подобные технологии потенциально возможны в радиовещании и индустрии звукозаписи.

Иные возможности дают цифровые технологии и для телевидения. Звук и изображение в цифровой форме, сжатые по определенному алгоритму занимают меньше места, чем такой же аналоговый сигнал. Это особенно важно при передаче большого количества каналов по одному кабелю. По прогнозам, уже через 10-15 лет количество телевизионных каналов возрастет от 4 до 10 раз при более высоком качестве изображения (TVHD). По самым скромным расчетам, количество европейских телевизионных каналов превысит 600. Только в цифровой форме можно будет передать это количество информации потребителям.

N.Negroponte, директор лаборатории медиа Массачусетского технологического института (MIT) еще в 80-е годы высказал идею, что внедрение цифровых технологий вызовет появление новейших технологий коммуникации, в которых, благодаря цифровому “алфавиту” , на одном носителе соединятся традиционно отличные виды информации. Тогда же появился и термин “мультимедиа”, т.е. многочисленные медиа ( MULTIples MEDIAS).

Мультимедиа рассматриваются как технологии, которые дают традиционным медиа дополнительные возможности. В области индустрии коммуникации и медиа это проявилось достаточно отчетливо.

Например, появились CD-ROM и CD-I энциклопедии. Пользователь может здесь получить более комплексную информацию, чем он получил бы из традиционного издания. Используя новые носители, можно быстро отбирать необходимую информацию, кроме текста можно послушать звуковой комментарий или посмотреть фотографии, отрывки фильмов и т.д.

Для читателей газет это будет возможность подписки на электронные издания, где текстовая информация, появившаяся на экране, дополняется звуковыми иллюстрациями, визуальными (не обязательно фотографиями).

Конечно, мультимедиа еще только начали развиваться, еще до конца не определились ни со своей формой, ни с содержанием. Но уже можно думать о том, чем мультимедиа могут стать. Через несколько лет (как это было и с фотографией, и с кино) можно ожидать появления многочисленных оригинальных мультимедийных продуктов, подготовленных по специальным сценариям. Новые сценарии помогут лучше понять реальный потенциал этой группы новейших технологий коммуникации.