Три этапа массово-информационного процесса
Схематично массово-информационный процесс можно изобразить следующим образом:
Ж → Т (И) → А
↑_____________
Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой информацией, которая посредством «обратной связи» возвращается к журналистам. В действительности, далеко не вся переданная журналистом информация оказывается принятой, и, тем более, сообразно замыслу журналиста освоенной. В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих.
1.Из информационной насыщенности текста, т. е. наличия в нем большого объема потенциальной информации.
2.Из высокой информативности текста, т. е.максимальной реализации его потенциала при столкновении с аудиторией, что и означает его высокую реальную эффективность.
Т.о., журналисты должны добиваться высокой информационной насыщенности в каждом тексте. Для этого существуют определенные правила, которые необходимо применять в практической деятельности. Эти правила формулируются в соответствии с тремя этапами массово-информационного процесса: фиксацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией.
В соответствии с этими тремя этапами «текстовую деятельность» журналиста описывают с трех сторон: семантической, синтактической, прагматической.
Семантика текста – это характер его отношений с действительностью (что и как отображено).
Синтактика текста – это характеристика его внутренней структуры (как организован текст).
Прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).
Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории.