Умение слушать (часть 6)
ложно интерпретирует услышанное, если не доверяет сообщению или собеседнику; ложно воспринимает эмоциональную окраску сообщения, если не может избавиться от собственных эмоций. В любом из перечисленных случаев человек слышит, но не слушает, выстраивает барьеры восприятия, не понимая, что они мешают получить в процессе общения необходимые результаты.
Эти помехи можно определить по-другому: неготовность искать истинные причины и связи; нежелание или неспособность понять; неподготовленность к восприятию предмета беседы; предвзятое отношение к собеседнику; ассоциативное слушание; равнодушие к партнеру по общению или к теме беседы; равнодушие к собственным успехам в приобретении коммуникативной компетенции; отсутствие мотивации к получению знаний; отсутствие осознания полезности получаемых знаний для будущей деятельности.
Чтобы правильно и эффективно слушать, можно использовать приведенный ниже алгоритм действий:
1) слушая, не расслабляйтесь, примите активную позу;
2) следите глазами за говорящим;
3) старайтесь запомнить главные блоки информации;
4) пытайтесь мысленно опережать высказывание собеседника, а затем сравнивайте его выводы со своими;
5) задавайте говорящему уточняющие вопросы;
6) несколько раз повторите про себя полученную информацию, если она становится руководством к действию;
~) просите родных или друзей задавать вам вопросы, чтобы уточнить, правильно ли вы поняли услышанное.
Реакция людей на услышанное зависит от целей и условий к »ммуникации, уровней восприятия, понимания информации и ее осмысления и, следовательно, неодинакова.
В реальных ситуациях главную роль играют новизна инфориации, ее актуальность. Когда студент слушает лекцию или участвует в дискуссии на семинарском занятии, сама форма общения заставляет вслушиваться, чтобы достичь учебных целей общения. Но вюсприятие сообщения на слух, не подкрепляемое визуальными средствами, — сложный процесс.