Восприятие аудиальной и визуальной информации

То, о чем пойдет речь ниже, казалось бы, тоже не имеет прямого отношения к истории развития средств коммуникации. Но, учитывая, что сейчас повсюду внедряются мультимедийные технологии и компьютерная графика и что сегодня стала возможной любая трансформация зафиксированной на пленке или на диске действительности или фантазии, то предлагаемые ниже соображения, думается, не будут для вас лишними.

Воспринимая те или иные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и перерабатывая информацию, получаемую через средства массовой коммуникации, мы способны с достаточной степенью точности предсказать действия друг друга или персонажей, показываемых в кино или на телеэкране. Это относится и к окружающей нас физической среде, и к более или менее стандартизированному социальному опыту.

Что касается творческих произведений, включая и различные формы журналистики, то здесь также нередко встречаются наработанные штампы, которые позволяют нам предвидеть тот или иной поворот сюжета или развитие характера героя. В результате в нашем восприятии создаются определенные схемы, помогающие нам достаточно быстро ориентироваться в окружающем нас многообразном мире. Поэтому создавая то или иное произведение, писатель, художник, режиссер или журналист ориентируется на наш уровень предсказуемости и либо оправдывает наши ожидания, либо наоборот удивляет нас неожиданным и непредсказуемым поворотом сюжета, необычной сочетаемостью объектов, странным ракурсом и т.п.

Скажем, слон в естественной природной среде, слон в зоопарке и слон на городской улице воспринимаются нами по-разному. Человек идущий в валенках по пляжу, или рояль, стоящий в открытом поле, воспринимаются с известной долей удивления, поскольку это события маловероятные. Подобное неожиданное сочетание не сочетаемых обычно в реальной жизни предметов, явлений, фактур лежит в основе эстетики сюрреализма.

Проблема контекста, о которой мы поговорим подробней чуть ниже, важна для любого уровня восприятия. Скажем, если лягушку, зрительные детекторы которой в естественной среде реагирует только на движущиеся объекты, поместить в искусственную среду, окружив ее теми же мухами и комарами, но неподвижными, она умрет от голода.

[Далее —>]