Восприятие аудиальной и визуальной информации (часть 4)

[<-- Назад]

Другой вывод, который стоит сделать из приведенного примера: для правильного считывания картинка должна содержать достаточное количество информации и достаточную избыточность информации.

Иной раз художники, учитывая стереотип нашего восприятия, специально делают своего рода трюк, чтобы обмануть зрителя. Хрестоматийный пример этого — картина Ренэ Магрита «Прогулки Эвклида».



Илл. № 2.

В ней изображены две совершенно одинаковые по конфигурации конические формы, одна из которых изображает главу башни, вторая— уходящую вдаль улицу. Поскольку мы привыкли к восприятию линейной перспективы, при которой параллельные линии сходятся у горизонта, то мы не сразу понимаем, где изображена башня, а где— улица.

Другой вывод, который сам собой напрашивается — одна и та же зрительная информация может быть интерпретирована совершенно по-разному в зависимости от контекста, то есть от общей среды, в которую вкраплены воспринимаемые нами явления. Подобно тому, как мы можем с достаточной степенью вероятности предугадать, какое слово может последовать за только что прочтенным или услышанным, точно также мы с определенной степенью вероятности можем предвидеть, какие события мы можем увидеть в контексте того, что происходит в жизни пли на экране. Одной из задач монтажа в кино и на телевидении является создание аудиовизуального контекста, который позволяет зрителю ощущать единство места и времени. Опытный режиссер через некоторое количество средних и крупных планов обязательно вставит общий план, чтобы мы держали в памяти место действия.

Еще один пример двоякого восприятия одной и той же информации. Это известная картина Сальвадора Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера».

Илл. № 3.



Стоящие чуть левее центра картины под сводом две монашки при другом восприятии становятся частью портрета Вольтера.

[Далее —>]