Законы теории коммуникации (часть 2)
[<-- Назад]
На-
- пример, прогнозирование потребностей людей в технике, в
информации и т.п. невозможно осуществить без всеобщего закона
возвышения потребностей; закон ускорения информационного обмена
связан с закономерностями научно-технического прогресса;
- д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий. Их невыполнение делает коммуникацию заведомо неосуществимой. Необходимый, устойчивый, повторяющийся характер условий, при которых только и возможен информационный обмен, придает им статус законов коммуникации. Эти законы-условия гласят:
- 1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон -участников коммуникационного взаимодействия. Этот закон может быть проиллюстрирован любой моделью коммуникативного акта, в каждом из которых присутствуют две стороны: источник и приемник, коммуникатор и коммуникант, оратор и слушатель и т.п.;
- 2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта («закон обратной связи»);
- 3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются как эти знаки, так и те, кто их использует. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы. Под знаками в данном случае понимается опредмеченная информация, используемая при общении между людьми или обмене информацией животными или машинами;
- 4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Чтобы коммуникация полностью разрушилась, не должно остаться ни одного знака, ни одного правила, общего для приемника и передатчика;
- д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий. Их невыполнение делает коммуникацию заведомо неосуществимой. Необходимый, устойчивый, повторяющийся характер условий, при которых только и возможен информационный обмен, придает им статус законов коммуникации. Эти законы-условия гласят:
5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» — коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. Однако в реальности такого совпадения потенциалов не бывает: всегда существует большая или меньшая зона их пересечения, которая и обеспечивает возможность коммуникации, является еенеобходимым условием. Отсутствие таких зон пересечения делает коммуникацию невозможной.
- У данного закона есть одно важное в
теоретическом и практическом плане следствие: «Чтобы
установить коммуникацию, сигналы должны содержать какой-то элемент
непредсказуемости, хотя бы какую-то степень неожиданности, иначе
передача их означает пустую трату времени» (Черри
К. Человек и информация. М., 1972.
С. 36). Так, книга, по ошибке сшитая из одинаковых страниц,
пластинка, которую «заело», представляют собой
циклический или периодический сигнал: первый его период выполняет
коммуникативную функцию, остальные достоверно известны получателю
заранее. В этой ситуации коммуникация прерывается. Отсюда следует,
что в первую очередь внимание привлекают редко встречающиеся слова,
фразы, жесты и другие сигналы. Именно они придают значимость
сообщениям. Остальные знаки можно легко предсказать. Огромное
количество явлений повседневной жизни, зрительных и звуковых
сигналов, воспринимаемых нами дома и на улице, мы чаще всего
игнорируем, поскольку они привычны. Можно сформулировать следующую
закономерность: количество
передаваемой информации обратно пропорционально частоте передаваемых
сигналов: чем более редок сигнал (знак), тем он более информативен.