Что такое конвергентная редакция?
Конвергенция – процесс, сопровождающий всю современную действительность. Его суть заключается в слиянии ранее отдаленных сфер в одну и создании комбинированного продукта, товара и услуги. Конвергенция СМИ проявляется в соединении разных видов СМИ в один концерн, а также в слиянии элементов разных жанров в один. Но что же такое конвергентная редакция?
Определение
Конвергентная редакция – редакция, выпускающее конвергентное СМИ, в котором сочетается печатный, видео-, аудиоформат на базе сайта. Сотрудники такой редакции не только пишут тексты, но и снимают видео (в том числе в виде прямых трансляций), записывают подкасты, создают графические элементы.
В действительно конвергентной редакции контент отличается в разных видах СМИ, а не дублируется.
Виды
Виды конвергентной редакции немногочисленны:
- Мультимедийная – работа редакции делится по каналам связи, каждый отдел возглавляет редактор.
- Интегрированная – работа редакции не делится по каналам связи, только по тематическим отделам. Также отсутствует четкая специализация журналистов.
- Кросс-медийная – работа редакции осуществляется без четкого деления. Журналисты вместе разрабатывают одну тему, дополняя ее различными элементами.
Примеры
- «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) – медиахолдинг, объединяющий телеканал, газету, журнал и информационное агентство. Именно с агентства и начиналась его деятельность в 1993. Через пять лет был создан интернет-портал, на базе которого объединились все каналы связи.
- «Комсомольская правда» — холдинг, объединяющий газету, интернет-портал и радио. Также создан магазин и различные приложения. Спецпроекты издания представляют лонгриды – конвергентный жанр, объединяющий элементы всех традиционных жанровых форм. СМИ смогло перестроиться от традиционной газеты, основанной в 1925 году.
- «РИА Новости» — крупнейший информационный холдинг, в состав которого входит онлайн-информационное агентство и радио. В материалах сайта присутствуют различные мультимедийные элементы.
Особенности работы
Работа конвергентной редакции разительно отличается от традиционной, главный внешний признак – требуется иное техническое оснащение (не только компьютеры, но и фото-, видеотехника, программы для монтажа и создания графики). Но самое важное – требуются новые подходы к работе.
По мнению А. Г. Качкаевой, главными факторами при создании конвергентной редакции являются:
- Изменение роли части сотрудников, появление у них прежде несвойственных функций (например, нужно не только писать тексты, но и снимать видео).
- Изменения способа подачи информации (один и тот же инфоповод необходимо адаптировать под разные виды СМИ и подать по-разному).
- Изменение системы продвижения материалов.
- Переход к круглосуточному режиму вещаний.
- Производство синтетических журналистских текстов, сочетающих различные мультимедийные элементы.
- Связывание различных типов СМИ вне интернета (например, считывание дополнительной информации в газете через QR-код — просканировав его, пользователь переходит на сайт).
- Интерактивность, быстрая реакция на события, активное использование пользовательского контента.
- Совместное обсуждение разноплановыми журналистами одного инфоповода для нахождения наиболее оптимальной модели освещения.
Конвергентная редакция – будущее журналистики, самые успешные издания строят работу именно таким образом.
Продолжить изучение современной журналистики можно в статье об Интернет-СМИ , эссе об актуальных проблемах медиа-поля и контент-анализе Интернет-СМИ.
Автор: Мария Блинова