Что такое конвергентная редакция?

Конвергенция – процесс, сопровождающий всю современную действительность. Его суть заключается в слиянии ранее отдаленных сфер в одну и создании комбинированного продукта, товара и услуги. Конвергенция СМИ проявляется в соединении разных видов СМИ в один концерн, а также в слиянии элементов разных жанров в один. Но что же такое конвергентная редакция?

Определение

Конвергентная редакция – редакция, выпускающее конвергентное СМИ, в котором сочетается печатный, видео-, аудиоформат на базе сайта. Сотрудники такой редакции не только пишут тексты, но и снимают видео (в том числе в виде прямых трансляций), записывают подкасты, создают графические элементы. 

работа конвергентной редакции

В действительно конвергентной редакции контент отличается в разных видах СМИ, а не дублируется. 

Виды

Виды конвергентной редакции немногочисленны:

  • Мультимедийная – работа редакции делится по каналам связи, каждый отдел возглавляет редактор. 
  • Интегрированная – работа редакции не делится по каналам связи, только по тематическим отделам. Также отсутствует четкая специализация журналистов. 
  • Кросс-медийная – работа редакции осуществляется без четкого деления. Журналисты вместе разрабатывают одну тему, дополняя ее различными элементами. 

Примеры

  1. «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) – медиахолдинг, объединяющий телеканал, газету, журнал и информационное агентство. Именно с агентства и начиналась его деятельность в 1993. Через пять лет был создан интернет-портал, на базе которого объединились все каналы связи. 
  2. «Комсомольская правда» — холдинг, объединяющий газету, интернет-портал и радио. Также создан магазин и различные приложения. Спецпроекты издания представляют лонгриды – конвергентный жанр, объединяющий элементы всех традиционных жанровых форм. СМИ смогло перестроиться от традиционной газеты, основанной в 1925 году.
  3. «РИА Новости» — крупнейший информационный холдинг, в состав которого входит онлайн-информационное агентство и радио. В материалах сайта присутствуют различные мультимедийные элементы. 

Особенности работы

Работа конвергентной редакции разительно отличается от традиционной, главный внешний признак – требуется иное техническое оснащение (не только компьютеры, но и фото-, видеотехника, программы для монтажа и создания графики). Но самое важное – требуются новые подходы к работе. 

По мнению А. Г. Качкаевой, главными факторами при создании конвергентной редакции являются:

  1. Изменение роли части сотрудников, появление у них прежде несвойственных функций (например, нужно не только писать тексты, но и снимать видео). 
  2. Изменения способа подачи информации (один и тот же инфоповод необходимо адаптировать под разные виды СМИ и подать по-разному).
  3. Изменение системы продвижения материалов.
  4. Переход к круглосуточному режиму вещаний. 
  5. Производство синтетических журналистских текстов, сочетающих различные мультимедийные элементы. 
  6. Связывание различных типов СМИ вне интернета (например, считывание дополнительной информации в газете через QR-код — просканировав его, пользователь переходит на сайт).
  7. Интерактивность, быстрая реакция на события, активное использование пользовательского контента.
  8. Совместное обсуждение разноплановыми журналистами одного инфоповода для нахождения наиболее оптимальной модели освещения.

Конвергентная редакция – будущее журналистики, самые успешные издания строят работу именно таким образом. 

Продолжить изучение современной журналистики можно в статье об Интернет-СМИ , эссе об актуальных проблемах медиа-поля и контент-анализе Интернет-СМИ.

Автор: Мария Блинова