Функции журналистики глазами Прохорова, Цвика, Корконосенко и других исследователей

Что должен понимать будущий журналист прежде всего? Конечно же, свои дальнейшие действия, то, чего ждет от него общество. Журналистика характеризуется через ее назначение. Функции журналистики – это совокупность обязанностей и задач, стоящих перед журналистом. Это понятие рассматривается различными авторами, выделяются просветительские, социальные, рекреационные и информационные функции, а также несколько других. Рассмотрим же и мы их поподробнее.

Просветительская

  • Е. П. Прохоров называет эту функцию «культуроформирующей». Журналистика должна давать образцы ценностей, языкового оформления, чтобы массовый читатель становился интеллектуальнее, лучше воспринимал произведения науки и искусства.
  • В. Л. Цвик добавляет к названию функции ее принадлежность к культуре – культурно-просветительская. На телеэкранах она проявляется наиболее ярко, ведь каждый журналист в кадре невольно принимается аудиторией за образец. Телевидение способно показывать произведения культуры непосредственно (фильмы, спектакли), а также может настолько заинтересовать человека, утвердить ценность культурного явления, что он и сам захочет познакомиться с какими-то произведениями (документальные, научно-популярные фильмы и программы).
  • С. Г. Корконосенко считает главным смыслом «духовно-идеологической роли» журналиста напоминание о вечных ценностях, культурных произведениях, заслуживающих внимание публики.

Социальная

  • Е. П. Прохоров называет ее организаторской и убеждает читателя, что журналист оценивает и освещает состояние общества и его деятелей, то есть способствует контролю народом властных структур и регуляции общественных отношений и конфликтов.
  • В. Л. Цвик соединяет в этом понятии две функции: социально-педагогическую (способность управлять аудиторией, поддерживать политическую и социальную стабильность, пропагандировать определенный образ жизни, адаптировать аудиторию к изменениям жизненных обстоятельств) и организаторскую (влияние на аудиторию происходит не сверху, а со стороны журналиста, самый яркий пример – различные благотворительные акции, которые проводятся в СМИ).
  • С. Г. Корконосенко также соотносит понятие с регуляцией процессов в обществе, налаживании отношения народа и власти, посредничестве между ними для решения конфликтов.

Рекреационная

  • Е. П. Прохоров считает ее всепроникающей, расшифровать понятие можно как «функция развлечения». Без увлекательного компонента невозможно осуществление других функций и существование материала для массового читателя в принципе.
  • В. Л. Цвик видит эту функцию как разгрузочную для целевой аудитории, помогающую отвлечься от проблем. Собственно развлекательный контент (сериалы, фильмы, даже телешоу) обычно делаются сторонними компаниями, журналисты там играют роль ведущих и редакторов.

Информационная

  • Е. П. Прохоров говорит о работе журналиста с массовой информацией: автор текстов как сообщает факты, так и проводит их анализ, интерпретацию, влияя на мировоззрение общества.
  • В. Л. Цвик считает эту функцию основополагающей, отмечая преимущества телевидения: быстроту, достоверность и эмоциональность при информировании. По мнению автора, получение актуальной информации необходимо для наиболее полного участия в социальной жизни.

Коммуникативная

  • Е. П. Прохоров подчеркивает, что журналистика налаживает контакты между людьми, поэтому данная функция является первичной. Она сама собой разумеется, но о ней нельзя забывать.
  • В. Л. Цвик называет ее интегративной, то есть журналистика объединяет общество в единое целое, удовлетворяет потребности каждой группы, но в то же время находит что-то общее для всех, что помогает налаживать контакты.
  • С. Г. Корконосенко считает ее первичной, говоря о том, что именно журналистика налаживает контакт между членами общества как в горизонтальной структуре (друг с другом), так и в вертикальной (с людьми, имеющими власть).

Идеологическая

Многие исследователи из старой школы выделяли идеологическую функцию журналистики, однако сейчас это спорное утверждение. Идеологическая функция, по мнению современных специалистов, явно указывает на пропагандическое начало, нивелирующее журналистику как таковую. Ярко выраженная идеология в прессе перечеркивает свободу слова и объективность суждения.

Чтобы подробнее прочитать об этом и определить свое мнение на этот счет, прочитайте научное исследование на данную тему, где в центре внимания специалистов оказалась именно идеологическая функция и ее сущность.

Рекламно-справочная

Е. П. Прохоров выделяет ее как дополнительную, удовлетворяющую запросы (покупка, продажа, обмен) и интересы (кулинария, садоводство, фитнес) отдельных групп людей.

Разнообразные функции журналистики подчеркивают серьезность этой профессии, высокий уровень социальной ответственности. Не стоит пренебрегать какой-то из них в ущерб остальным, даже если вы видите, что все вокруг так делают. Журналистский текст, даже самый маленький – ваш вклад в вечность.

Автор: Мария Блинова