Журналистика Н. А. Некрасова: Поэт и редактор в одном лице (по учебникам Есина, Овсепяна и Беспаловой)

Николай Алексеевич Некрасов — одна из самых известных личностей русской литературы. На его счету множество знаменитых произведений, как, например, поэмы »Кому на Руси жить хорошо», »Мороз, Красный нос», стихотворения »Железная дорога», »Дедушка Мазай и зайцы» и многие другие. Своё творчество он посвятил простому русскому народу, его страданиям и трагедиям. Некрасов значительно расширил русский литературный язык за счет введения в него разговорной речи и народных оборотов.

Помимо богатых архивов произведений художественной литературы, писатель оставил после себя и значительное журналистское наследие. О публицистической деятельности Николая Алексеевича знают не многие, но его вклад в развитие русской журналистики от этого не становится меньше. Многие даже склонны полагать, что значение его журнально-издательской деятельности «даже превосходит цену его собственной поэзии».

Начало карьеры

Некрасов мемПервые шаги в этом направлении Н. А. Некрасов начал делать еще в 17 лет. Он лишился наследства и поддержки отца за свое решение связать жизнь с литературой, поэтому остро нуждался в деньгах и много работал. Летом 1838 года в журнале “Сын Отечества” молодой поэт опубликовал свои первые стихотворения. На тот момент редактором издания был Н. А. Полевой. Он же и стал первым учителем Некрасова, благодаря которому юный поэт набрался опыта и узнал все тонкости журналистского мастерства.

Уже через год Николай Алексеевич стал востребованным работником для всех редакций петербургских журналов. А в 1840 году он впервые приступил к работе в должности помощника редактора в журнале «Пантеон русского и всех европейских театров». С осени этого же года к нему примкнула и «Литературная газета». В обоих изданиях Н. А. Некрасов стал главным работником. На его плечи была возложена масса различных обязанностей: сбор материала, переговоры с типографией, чтение корректур и написание собственных текстов.

Работа над «Современником»

Николай Алексеевич принимал участие в выпуске многих других изданий, но важнейшую ступень в его карьерной лестнице, бесспорно, занимает «Современник», который перешел в его руки с 1847 года. Совместно с Н. И. Панаевым он сделал журнал центром пропаганды идей демократической революции в 50-е — 60-е годы 19 века. В «Современнике» того периода последовательно защищались и интересы крестьян, как основной общественной силы, способной бороться за уничтожение феодально-крепостнического строя.

Ленин мем

За годы редакторской деятельности Некрасову удалось привлечь к работе над журналом Н. Г. Чернышевского, который должен был возрождать традиции В. Г. Белинского, повышать остроту издания и выводить его с позиций «чистого искусства». К слову, уезжая за границу в 1856 году, Николай Алексеевич передал редакционные обязанности именно ему.

До отъезда Некрасов продолжал упорно работать над изданием. Он успешно открывал новые таланты в русской литературной среде: Иван Тургенев, Александр Герцен, Николай Огарев и многие другие. Выполняя функции редактора, он не забывал и о творческой деятельности. Собственные стихи, проза и критика редактора были далеко не редкостью в «Современнике».

Кстати, «Современник» был создан А.С. Пушкиным, и вот, как это было.

Отношения с цензорами

Огромная заслуга Н. А. Нерасова перед «Современнико» состоит в том, что в годы мрачного семилетия ( 1848 — 1855 гг. ), когда ни о какой свободе слова невозможно было вести и речи, поэт смог сохранить репутацию журнала. Напор правительства Николая 1 и постоянная борьба с цензурой не смогли помешать поэту отстоять содержание издания. В этот период напряженного противостояния в «Современнике» начали печататься длинные приключенческие романы «Три страны света» и «Мёртвое озеро», которые прикрывали некоторые пробелы и потускнения журнала, возникшие от цензурных запретов.

Некрасов мемБорясь за общее дело, Николай Алексеевич выбрал очень интересную тактику в отношении с властями. Хитрый и дальновидный поэт потакал желаниям цензоров, периодически шел на их условия и вносил некоторую корректуру в материалы. Н. А. Некрасов давал тем самым «моральную взятку». Помимо этого была и материальная взятка в виде обедов с дорогостоящими яствами. Тем самым он собрал вокруг себя весь цвет отечественной литературы. Многие осуждали его за такие меры, но, по мнению Н. А. Некрасова, цели оправдывали средства.

Известные статьи

Именно благодаря его дальновидности и способности в нужное время подстроиться под определенных людей он печатал такие вещи, как «Песня Еремушке», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо», издавал такие журналы оппозиционного направления, как «Современник» (1847 — 1866) и «Отечественные записки» (1868 — 1877).

Еще в «досовременниковский» период Н. А. Некрасов зарекомендовал себя как опытный фельетонист, талантливый и остроумный бытописатель. В его произведениях было много беззлобного юмора и ядовитой иронии («Хроника петербургского жителя», «Петербургские дачи и окрестности» и «Черты из характеристики петербургского народонаселения»).

Публицистическое наследие писателя практически не сохранилось, однако нам не сложно оценить талант Николая Алексеевича как профессионального журналиста, который всю жизнь был народным борцом, несущим правду жизни в своих произведениях.

Автор: Алёна Бурдина