Электронные магистрали информации (часть 7)
Информационная революция имеет как минимум три основных отличия от революции индустриальной: обновление технологий сегодня происходит намного быстрее, чем раньше; новые технологии сегодня затрагивают одновременно все области общественной жизни; если индустриальные новшества уменьшали количество рабочих мест, то информационные, как правило, предполагают большую занятость населения.
Не следует тем не менее забывать, что информационные супермагистрали, уже вызывают определенные социальные проблемы в развитых странах. Учитывая, что стоимость труда программистов в США и Западной Европе достаточно высока, многие предприятия нанимают работников в иных странах: Восточной Европе, СНГ, Индии, Китае и т.д. По компьютерным сетям передаются задания и принимается готовая работа, за которую переводятся сравнительно небольшие деньги. По подсчетам западных аналитиков, США и Европа потеряли на этом уже несколько миллионов рабочих мест. И эта цифра будет возрастать.
Работа на расстоянии десоциализирует общество. Стирается грань между частной жизнью и общественной. Некоторые профсоюзные лидеры предлагают создавать “виртуальные профсоюзы” вне национальных границ, для борьбы за права наемных работников в глобальном масштабе.
Новейшие технологии коммуникации могут вызвать проблемы как на национальном, так и на интернациональном уровнях. В развитых странах пользование мультимедийными on line технологиями сегодня остается привилегией интеллектуальных элит. И это нормально: телевизоры или автомобили тоже приходили в общество “сверху”. Но интернациональное информационное общество может поделиться на информационные общества “имущих” и “неимущих”. На национальном уровне – это “информационное общество бедных” и “информационное общество богатых”. На международном – “информационное общество развитых стран” и развивающихся стран. На лингвистическом уровне – англосаксонских стран и иноязычных наций.
В результате может получится “двухскоростное информационное общество”, в котором “богатые и умные” будут пользоваться супермагистралями коммуникации и представляемыми ими услугами, а вторая часть – “бедные и необразованные” будут отвергать новую культуру потребления информации.
Чтобы хоть частично избежать нежелательных эффектов, западные правительства активно внедряют “информационную грамотность”. Во многих странах уже в начальной школе готовят “строителей информационного общества”. Для того, чтобы между поколениями “до-цифровыми” и “послецифровыми” не возникло противоречий, организуются курсы, обучающие новейшим технологиям коммуникации преподавателей, учителей, управленцев высшего и среднего уровня.
Во многих развивающихся странах прилагаются значительные усилия для того, чтобы не отстать от “информационного поезда” и не остаться навечно в группе “бедных и необразованных”. Сегодня в “третьем мире” проживает до 77% мирового населения, но существует всего 5% телефонных линий планеты.